Почему новогодний «Огонёк» назвали голубым?
Почему новогодний «Огонёк» назвали голубым
В своё время новогодний «Голубой огонёк» был самой любимой и долгожданной программой в Советском Союзе. И даже сегодня. Несмотря на обилие различных новогодних шоу, «Огонёк» по-прежнему остается одним из главных символов Нового года наряду с ёлкой, шампанским и мандаринами.
Накануне выхода в эфир главной новогодней программы мы решили вспомнить, как она появлялась на свет, через что прошла и какой стала.
В начале славных дел
До 60-х годов советское телевидение не особенно занималось развлечением публики. Ситуация в корне изменилась в 1960 году после выхода постановления ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения. В постановлении говорилось, что «в выступлениях по телевидению нет задушевного разговора, непринужденной беседы. Выдающиеся мастера литературы, театра, кино, музыки мало участвуют в создании программ».
Решение поставленной задачи возложили на плечи молодого сценариста Алексея Габриловича. И он буквально на ходу придумал идею музыкального телевизионного кафе, куда актеры приходят и рассказывают истории, а певцы исполняют песни. Как ни странно, но столь неожиданная идея была утверждена. Программу так и назвали «Телевизионное кафе». Правда, потом придумали другое название «На огонек», затем «На голубой огонек» и, в конце концов, «Голубой огонёк».
Тогда это словосочетание не вызывало никаких двусмысленных ассоциаций. Голубым огонёк был назван за голубое свечение экрана, которое исходило от телевизоров с кинескопом, пришедших на смену старым деревянным ящикам с линзами.
Поначалу программа выходила каждые выходные, но потом её решили снимать только к праздникам – 8 Марта, 9 Мая, 7 ноября и Новому году. Первый новогодний огонёк вышел в эфир 31 декабря 1962 года.
Пей, но пой
И он в отличие от тех, что выходили каждую неделю вживую, шёл в записи. Ну а кто бы из звезд согласился провести весь Новый год перед камерами?
«А потом это было просто опасно. Водка была дешевая, коньяк дешевый, Новый год для всех праздник», – вспоминал ведущий «Огонька» Игорь Кириллов.
Правда, в бокалы, которые на новогодних «Огоньках» поднимали гости в студии, наливали всё-таки настоящее шампанское. Тем же из звёздных гостей, которые славились своей невоздержанностью, шампанское заменяли ситром.
Но многие гости просто сами приносили с собой то, что им было нужно. Как вспоминал один из ведущих «Огонька» Игорь Кириллов, на одной из программ два знаменитых певца – Иван Козловский и лучший бас Большого театра Максим Михайлов в ожидании своего номера хорошо выпили коньячку. К микрофону вышли, уже пошатываясь. Все вокруг испугались, что они сейчас заговорят, и станет ясно, что артисты лыка не вяжут. Но они, как настоящие профессионалы не стали ничего говорить, а сразу запели любимую песню Гагарина «Нелюдимо наше море». Глядя на их лёгкое покачивание при этом, зритель решил, что они моряков так изображают! Гагарин был просто в восторге.
Позже, в 70-е годы лимонадом потчевали уже всех без исключения гостей.
Пели на первых новогодних «Огоньках» вживую. Причём в студии был всего лишь один микрофон-журавль, который звукооператоры на специальном устройстве поворачивали в сторону выступавшего. А уже в 70-х годах фонограмма стала непременным требованием. Поскольку в противном случае было сложно обеспечить качественный звук.
Звёзды привыкали к фонограмме с трудом. Одна из первых ведущих «Огонька» Эльмира Узурбаева, исполняя песню под фонограмму, совсем забыла об этом, и, подойдя к одному из столиков, глотнула шампанское. Потом поперхнулась, закашлялась. А всё это время её голос звучал в студии.
Программа планировалось так, чтобы каждый зритель нашёл в ней что-то себе по вкусу. Обязательно должен был быть балет, цирк, классическая музыка, юмор и эстрада. В 70-е к этому списку прибавились ещё два обожаемых Брежневым жанра – цыганские романсы и оперетта.
Среди гостей, сидящих в зале, непременно были передовики производства, космонавты, видные военные, деятели науки и искусства, а также гости из социалистических стран.
В стране, где телевидение до этого было практически полностью официозным, появление программы, в которой участники смеялись, пели и даже пили шампанское, стало настоящим событием. «Голубые огоньки» незамедлительно полюбил весь Союз.
Серьёзный подход
Попасть в программу «Голубого огонька» было невероятной честью для любого артиста. Правда, порой случалось так, что, снявшись в программе, певец в новогоднюю ночь в эфире себя не обнаруживал. Вырезать из уже снятой передачи могли по разным причинам. Тогдашний председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию Сергей Лапин имел своё представление о том, что можно показывать по телевизору, а что нет. Так, он запрещал появляться в кадре мужчинам с бородами, в кожаных пиджаках, джинсах, без галстука, женщинам – в платье на шнуровке, в брючных костюмах, с декольте и с бриллиантами.
В результате Валерия Леонтьева постоянно вырезали из программ за обтягивающие костюмы. А, например, оперная певица Евгения Мирошниченко не попала в эфир из-за украшения на груди в виде золотого крестика.
Чуть было не вырезали из эфира и Константина Райкина, который в 1986-м году станцевал в пиджаке на голое тело. Цензорам это показалось неслыханной пошлостью. Но в итоге номер оставили, а монтажеры просто «размыли» картинку
Впрочем, вырезать из программы могли не только за внешний вид.
Так, степист Владимир Кирсанов вспоминал, как в середине 70-х танцевал с супругой на «Огоньке» под песню Евгения Мартынова. А когда включил телевизор, увидел себя танцующим под совершенно другую мелодию. Выяснилось, что Лапин не любил Мартынова.
Говорят, что он не терпел и Аркадия Райкина, и режиссёры во время съёмок специально сажали его чуть ли не в обнимку с героями труда. Чтобы его потом нельзя было вырезать при монтаже.
В 70-е на какой-то период в опалу попала Эдита Пьеха. А однажды по распоряжению Лапина из программы вырезали даже Кобзона. Но самому артисту сказали, что случился брак пленки.
В 1986 году из готового «Огонька» чуть было не вырезали Аллу Пугачёву за её песню «Эй, вы там, наверху», в которой бдительное теленачальство разглядело политический подтекст. Спасло то, что как раз в период монтажа программы Лапина отправили в отставку.
Благодаря этой отставке в эфире появился Михаил Жванецкий, которого председатель Госкино упорно не желал пускать на экраны. Когда режиссёры программы узнали, что Лапин снят, они позвонили Жванецкому и специально для него организовали отдельную съёмку. Так Жванецкий в 1986 впервые был показан в новогоднем «Огоньке». И с тех пор он появлялся во всех новогодних программах. Правда, они больше не назывались «Голубыми огоньками». Начавшаяся перестройка манила грядущими переменами. И отказ от старых традиций казался тогда одним из верных способов достичь заветной цели.
Почти десять лет спустя телеканал «Россия» решил возродить легендарную программу. Но ни былого тепла, ни былого успеха у неё уже не было.
– «Голубой огонёк» был не просто развлекательной передачей, – считает московский культуролог Игорь Киреев. – Для многих миллионов жителей нашей огромной страны он был символом доброты, единения, образцом хорошего вкуса и настоящим праздником для души. Это было нечто намного большее, чем просто музыкальная передача или капустник, большее, чем, как сейчас принято говорить, рейтинговый эфирный бренд.
Это была неотъемлемая часть жизни, которую нельзя оставить в прошлом, потому что она по сей день живет в сердцах. И поэтому тот «Голубой Огонёк» остаётся символом не только Нового года, но и символом времени и своей страны.
Нелла ПРИБУТКОВСКАЯ.