Вид ритмического рисунка в полете шмеля

«Полёт шмеля», исполненный Оркестром Армии США

Помощь по воспроизведению

«Полёт шмеля́» — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899—1900 годах. Интермедией заканчивается третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что Гвидон жив).

В первой части интермедии имеется вокальная партия Лебедь-птицы, однако вокальная часть нередко при исполнении опускается, а виртуозная часть интермедии исполняется как отдельная оркестровая миниатюра.

Содержание

Текст [ править | править код ]

Этот текст исполняется Лебедь-птицей в начале интермедии:

(Гвидон спускается с берега в море. Из моря вылетает шмель, кружась около Лебедь-птицы.)

ЛЕБЕДЬ-ПТИЦА:
Ну, теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся.
Будь здоров, Гвидон, лети,
Только долго не гости!
(Шмель улетает.)

Хотя словосочетание «Полёт шмеля» не упоминается в нотном издании, за интерлюдией закрепилось именно такое название. По воле случая этот музыкальный отрывок не вошёл в оркестровую сюиту, которую композитор извлёк из оперы для концертов.

Знатоки оперы могут узнать два лейтмотива, использованных в «Полёте», которые ранее в опере сопровождали появление князя Гвидона. Вот их музыкальная нотация:

«Полёт шмеля» известен благодаря предельно быстрому темпу исполнения практически непрерывной последовательности шестнадцатых нот, при которой основной трудностью для музыканта является не высота или диапазон звуков, а чисто физическое умение исполнять ноты с высокой скоростью.

В оригинальной версии оперы особенно быстро исполняемые отрывки распределялись между двумя скрипачами в тандеме; спустя век после написания «Полёт» стал классической демонстрацией возможностей для солирующего виртуоза (вне зависимости от того, использует он скрипку или какой-либо другой музыкальный инструмент) и благодаря этому является самым известным в мире произведением композитора.

Достаточно побывать в Тихвине, чтобы сразу понять, откуда что взялось. Сохранился дом, в котором родился Римский-Корсаков.

Мохнатый шмель уткнулся мне в ногу, потерял равновесие и рухнул на землю. Но тут же очухался и улетел. Шуму от него было, как от вертолета.

Невольно вспомнилось: «Мохнатый шмель на душистый хмель…» Но нет, пожалуй, это не про него. Слишком уж меланхоличная мелодия. А вот «Полет шмеля» — это в точку. Тем более у Николая Андреевича, тихвинского уроженца, было вдоволь возможностей понаблюдать за мощным маленьким насекомым.

Невероятно, но факт: Римский-Корсаков в молодые годы совершенно не помышлял о музыкальной карьере. Он видел себя покорителем морей, мечтал о дальних странствиях. И ему было с кого брать пример. Старший брат – Воин Андреевич, к моменту рождения Ники, как сразу окрестили младшего любимца в семье, уже заканчивал Морской корпус. Позже брат станет известным мореплавателем, гидрографом, адмиралом. Именем Воина Андреевича Римского-Корсакова назовут острова в Японском море!

К счастью, композиторский гений прорвался. Свою первую оперу «Садко» Николай Римский-Корсаков написал через год после своей первой «кругосветки».

В произведениях Римского-Корсакова музыкой буквально нарисованы и морские странствия, и древнерусские города – с их белокаменными стенами и золотыми куполами, и конечно, произведения композитора буквально впитали все звуки и шорохи родной природы.

В рейтингах самых-самых популярных мировых шедевров классической музыки неизменно присутствует произведение «Полет шмеля».

В престижном списке классики всех времен и народов «Лебедь» Сен-Санса может сменить «Турецкий марш» Моцарта, а «Утро» Грига – шопеновская «Фантазия-экспромт». А «Полет шмеля» в нем остается всегда. Тому есть свое, несколько необычное объяснение.

«Полет шмеля» – оркестровая интермедия, написанная Римским-Корсаковым для оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899 – 1900 годах. Интермедия оканчивает третий акт, в котором Царевна-Лебедь обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу. Как известно, оболганная завистливыми сестрами мать Гвидона вместе с младенцем-князем была отправлена в «море-окиян». Отец Гвидона, царь Салтан, не знает, что его сын и возлюбленная живы. Но те, в свою очередь, еще не знают истинное отношение Салтана к ним.

Словосочетание «Полет шмеля» не упоминается в нотном издании оперы, но за интерлюдией закрепилось именно это название.

Мировую известность «Полет шмеля» получил благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения: тональности меняются почти непрерывно, с огромной скоростью. Основной трудностью для музыканта является не высота или диапазон звука, а физическая возможность двигать смычок взад-вперед с колоссальной скоростью.

С недавних пор «Полет шмеля» стал классической презентацией виртуозов-одиночек и благодаря этому является самым известным в мире произведением такого специфического применения.

Именно этот факт стал своеобразным вызовом музыкантов. С конца 1980-х «Полет шмеля» появился в репертуаре многих супер-звезд. В 2002 году гитарист-виртуоз Виктор Зинчук был занесен в Книгу Рекордов Гиннеса, как музыкант, исполнивший этот музыкальный фрагмент в рекордном темпе – 270 ударов в минуту или 20 нот в секунду.

Этот рекорд побил рок-гитарист Тьяго Делла Вега – 320 ударов в минуту.

В октябре 2010 года скрипач Оливер Льюис исполнил «Полет» за 1 минуту 3,356 секунд…

Николай Андреевич написал 15 опер, 3 симфонии… Наиболее известные – «Садко», «Псковитянка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».

Достаточно побывать в Тихвине, чтобы сразу понять, откуда что взялось. Сохранился дом, в котором родился Римский-Корсаков.

В «кабинете» маленького Ники, оборудованном старшим братом, на почетном месте фрегат, на котором Воин Андреевич плавал капитаном. А в центре гостиной большой рояль. Прямо из окон дома виден Богородичный Успенский монастырь – один из самых известных в православном мире. А рядом с домом, на набережной Тихвинки – еще одно уникальное место. Там, где сегодня стоит бывшая гарнизонная церковь, по преданию, в 1383 году и была чудесным образом обретена Тихвинская икона Божией Матери…

Природа и домашняя музыка, колокольный перезвон и стройная архитектура старинных стен и соборов – эти впечатления детства не могли не стать волшебной музыкой, которую подарил миру великий русский композитор.

Эту музыку написал Николай Римский-Корсаков, композитор эпохи Романтизм

Народный рейтинг популярности: 268302

Очень быстрый, очень сложный, очень известный

«Полёт шмеля» — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899—1900 годах. Интермедия оканчивает третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля.

Невероятный темп

«Полёт шмеля» известен благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения: тональности меняются почти непрерывно, со скоростью вплоть до шестнадцатых. Таким образом, основной трудностью для музыканта является не высота или диапазон звука, а чисто физическая возможность двигать смычок взад-вперёд со столь колоссальной скоростью.

Хотя оригинальная версия оперы милосердно распределяла особенно быстро исполняемые отрывки между двумя скрипачами в тандеме, спустя век после написания «Полёт» стал классической презентацией виртуозов-одиночек (вне зависимости от того, используют ли они скрипку или какой-нибудь другой музыкальный инструмент) и благодаря этому является самым известным в мире произведением композитора.

В 2002 году гитарист-виртуоз Виктор Зинчук был занесён в Книгу рекордов Гиннесса, как музыкант, исполнивший этот музыкальный фрагмент в рекордном темпе — 270 ударов в минуту или 20 нот за секунду.

В сентябре 2012 года Дэниел Химбаух установил новую планку скорости — 1300 bpm. На исполнение произведения с такой скоростью у него ушло менее 10 секунд. В декабре 2015 года Дэниел Химбаух побил свой же рекорд по скорости, исполнив «Полет шмеля» со скоростью 2000 bpm.

* Фрагменты музыкальных произведений представлены в ознакомительных целях.

Комментарии (0)

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

  • Комментариев нет
Оцените статью
Вопросы
Добавить комментарий