No Image

Черная пантера группировка

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Статья представляет собой краткое изложение доклада по «Черным пантерам», проходившего на теоретическом семинаре ДСПА, а так же последовавшей за ним дискуссии. Основным источником информации для докладчика стала книга Хью П. Ньютона «Ревоюционное самоубийство».

Партия «Черная пантера – партия за самооборону» — организация чернокожих, ставившая своей целью защиту и освобождение чернокожего населения США в 60-70-е годы. Сейчас сложно судить об этой партии однозначно. Безусловно, за время своего существования она стала не только весомой политической силой, но и значимым культурным явлением. О симпатиях к пантерам в разное время заявляли Джон Леннон, Дженис Джоплин, группа Joy Division. Пантеры оказали решающее влияние на формирование американского рэпа – Public Enemy, 2pac и других. С другой стороны официальная история черных пантер носит неизгладимый отпечаток американской буржуазной пропаганды, которая не стеснялась в выражениях, чтобы выставить пантер вооруженными чернокожими беспредельщиками, промышляющими рэкетом и грабежами. Зерно правды в этом есть – сам Хью Ньютон признавался, что пантеры использовали для поддержки партии и общин деньги, добытые с помощью криминала. Наконец, в организации, несмотря на общую социалистическую направленность, было много националистов и расистов, которые открыто критиковали руководство партии и призывали к войне не уничтожение против белых.

Поэтому, в рамках этой статьи нам представляется бессмысленным вникать в то, что в истории черных пантер является правдой, а что – вымыслом. Следует, прежде всего, сосредоточиться на анализе идеологии и легальной практики пантер. И то и другое отражено в работах основателя и главного идеолога – министра обороны партии Хью П. Ньютона. Его идеи и практические выводы изложены в работах «О правильном подходе к революции», «Движение за освобождение женщин и гомосексуалистов», «Пробуждение сознания» и автобиографии «Революционное самоубийство».

Хью Ньютон

Поскольку всё, что сделали пантеры во время своего расцвета – во многом итог деятельности этого человека, следует подробнее остановиться на его биографии.
Хью Перси Ньютон родился 17 февраля 1942 года в Монро, штат Луизиана, в бедной многодетной семье чернокожего священника. В школу он начал ходить в Окленде, штат Калифорния, там же он впервые столкнулся с белым расизмом. По его собственным словам все белые дети автоматически записывались в «умницы», а чернокожие – в «тупицы». Белые являлись одновременно примером для подражания и недостижимым идеалом – по выражению Ньютона, он относился к белым со «странной смесью восхищения и ненависти». В результате большинство чернокожих детей старались прогуливать занятия. Об эффективности такой системы образования говорит тот факт, что по окончании средней школы, Хью и большинство его сверстников были «функционально безграмотными» т. е. фактически могли читать только ограниченный набор простых фраз и писать только некоторые слова.

Читать Хью научился уже будучи подростком по книге Платона «Государство». Он перечитывал ее несколько раз, сначала не вникая в суть написанного. Потом он начал обращать внимание на идеи – самое большое влияние на него оказала знаменитая метафора Платона об узниках в пещере. Платон описал узников, сидящих в темной пещере спиной к входу. О том, что происходит в реальности, они могут судить только по перемещению теней на задней стенке пещеры, и уверены, что реальный мир именно таков. Таким же образом и большинство людей, не вооруженных методом познания, судит об окружающем мире.

Поступив в 1959 году в колледж, он продолжил читать философские труды Аристотеля, Юма, Декарта, затем экзистенциалистов, специальные работы по психофизиологии, биологическому бихевиоризму, в том числе Павлова и Скиннера. В политике Ньютон интуитивно занимает антиправительственную позицию по всем вопросам, например, поддерживая Фиделя Кастро. Этот же период Ньютон участвует в различных дискуссионных кружках чернокожих, где пропагандируются идеи черного национализма. Однако большинство из них являются богемными и не принимают необразованных бедняков. В частности Ньютон описывает, как он первый раз пришел в «Ассоциацию афроамериканцев», где ему первым делом указали на его невежество. Из этого Ньютон сделал важный вывод, что всегда и со всеми политический активист должен быть вежливым и терпеливым, «пусть даже оппонент будет законченным буржуа» — свою позицию надо объяснять максимально подробно и благожелательно.

Политическая позиция. Маоизм.

Ньютон подробно не описывает свой переход от национализма к социализму – лишь говорит что, в студенческих кругах было много марксистов, в дискуссиях с которыми он пришел к выводу, что без социализма невозможно освобождение бедняков, а так же «понял связь расизма с капиталистической системой».

Какую именно социалистическую литературу читал Ньютон в этот период – он не упоминает. В частности нет упоминаний ни о Марксе, ни о Ленине. Зато в книге несколько раз упоминается, что в процессе обучения он прочел четырехтомник Мао Цзэдуна, а так же книгу Че Гевары «Партизанская война». В частности, поэтому платформа «Черных пантер» обычно определяется как маоистская.

Почему именно маоизм? Мы знаем, что основной идеей, отличавшей учение председателя Мао от построений самого Маркса и Ленина, была идея народной революции в противовес революции пролетариата. Эта идея была обусловлена культурным наследием Китая с одной стороны, и аграрным характером экономики в этой стране с другой. Опору для революции Мао видел в многомиллионных крестьянских массах – этим же обусловлено еще одна отличительная особенность маоизма – заигрывание с национализмом. Эти два фактора оказали решающее влияние на то, что именно маоизм стал наиболее привлекательной идеологией для массы национально-освободительных движений стран третьего мира (Коммунистической Партии Перу, Филиппин, Индийской партии народной войны, Пролетарской партии Пурба Бангла и других ). Во-первых, большинство этих стран – аграрные. Во-вторых, в их борьбе ярко выражен акцент на национальное освобождение. Можно сказать, что маоизм этих движений реакция на существующую социальную базу и угнетение по национальному признаку.

Это же мы видим и в случае с населением черных окраин американского Юга. Фактически чернокожее население Юга США составляло резервную армию труда, и в большинстве случаев могло рассчитывать лишь на кратковременную занятость. Т.е. негры в основном занимали маргинальное положение в системе производственных отношений, основными источниками дохода для них были временные заработки, грошовые пособия и криминал. Возможно, именно поэтому построения Маркса относительно трудовой теории стоимости, или слова Ленина о прогрессивной роли капитализма не произвели на идеологов пантер должного впечатления. Что касается формирования взглядов пантер на революционную практику то здесь необходимо, прежде всего, упомянуть Малколма Икса.

Практика. Малколм Икс.

Малколм Икс (Малколм Литтл) был к тому времени довольно известным исламским проповедником и активистом движения освобождения чернокожих. Он начинал как довольно радикальный сторонник черного расизма и активист движения «Нация ислама». Псевдоним «Икс» свидетельствовал о том, что Малколм отказался от своего рабского происхождения и данной ему белыми фамилии. Так вот, основной идеей, повлиявшей на сознание Ньютона, стала идея Икса о необходимости вооруженного сопротивления беспределу белых, в пику идее непротивления злу насилием, которую продвигал другой общественный деятель – Мартин Лютер Кинг.

Помимо этого Ньютон как практик сформировался в процессе изучения юриспруденции. Правом он, по собственному признанию стал заниматься для того, «чтобы повысить свою квалификацию взломщика». Учась в колледже, Ньютон зарабатывал на жизнь криминалом, начиная от мошенничества в магазинах, которое он подробно описывает на страницах своей автобиографии, заканчивая взломом машин, богатых домов и вооруженными ограблениями. Несколько раз Хью защищал себя в суде и понял, что знание законов является очень сильным оружием в борьбе с полицейским беспределом. Так и сформировалось представление Хью Ньютона о практической деятельности как необходимости – противодействия полицейскому насилию на улицах черных кварталов с помощью закона и запугивания.

Судя по всему, полицейский террор в южных штатах имел беспрецедентный размах. Если верить Ньютону, копы устраивали настоящие сафари в черных районах, а выглядящий подозрительно чернокожий мог быть запросто застрелен. В споре между белым и негром полиция не только становилась на сторону белого, но и старалась навесить на чернокожего побольше нарушений. Большинство судов над чернокожими проводились предвзятыми судьями, почти без защиты и с составом присяжных выходцев из белого среднего класса.

Идея вооруженного сопротивления полицейским была, конечно, слишком радикальна, поэтому Ньютон и его товарищ Бобби Сил были осторожны. Они продолжали заниматься студенческим активизмом, в частности предложили радикальным студенческим организациям провести кампанию по введению в учебный план курса «Истории афроамериканцев». В ходе кампании Ньютон и Сил предложили выставить на одном из митингов охрану, которая будет демонстративно носить револьверы, однако эта идея показалась слишком радикальной и привела к разрыву Ньютона и Сила с левыми студенческими кружками.

Толчком к созданию собственной партии послужило убийство Икса – своего рода момент осознания необходимости. В первый состав партии входили три человека – Бобби Сил, Хью Ньютон и Бобби Хаттон. Они начали посещать черные кварталы и разговаривать с чернокожей беднотой, объясняя им их права по части ношения оружия и противодействия незаконным действиям полиции. Кроме того они начали сами патрулировать улицы. Увидев, что полицейский остановил чернокожего, активисты «Черной пантеры» подходили поближе, демонстративно выставив оружие, Ньютон открывал Гражданский Кодекс и начинал вслух зачитывать из него отрывки. Мгновенно собиралась толпа зевак, и полицейские в панике отступали.

Мы видим, что пантеры начали как социальное движение, направленное на решение одной конкретной проблемы. Позднее была написана программа Пантер, включавшая 10 пунктов политических и экономических требований. В их число входили – обязательное обеспечение чернокожих работой или доходом, достойным жильем, выплата репараций за столетия рабства, освобождение чернокожих от военной службы. Еще позже, когда движение стало массовым, добавился выпуск газеты, правозащитная деятельность и другие инициативы, например «программы по выживанию».

Борьба на улицах и в сознании.

Черные пантеры уделяли большое внимание имиджу, как своему, так и имиджу своих оппонентов. Ньютон считал, что победа в борьбе во многом зависит от победы в символическом поле, так сказать, осуществления культурной гегемонии. Поэтому пантеры всерьёз занялись этим аспектом политической борьбы.

Название партии символизировало хищника, который никогда не нападает первым, но при этом смертельно опасен в бою. Полицейских пантеры стали называть свиньями. Сейчас это может показаться тривиальным, но надо учитывать, каким статусом и уважением у американской буржуазии пользовались копы в середине ХХ века. Поэтому использование термина «свинья» в отношении копов стало своего рода нововведением – последние даже провели ответную пиар-кампанию в стиле «Хрюшка – это прикольно», но момент был уже упущен.

Читайте также:  Когда у йорков меняются молочные зубы

Столкнувшись с толпой вооруженных негров, которые хорошо знают законы, и чтят их (а пантеры следовали букве закона почти с маниакальной точностью) полицейские стали очень быстро терять лицо и выхватывать оружие. Чтобы получить психологический перевес в таких противостояниях пантеры массово перешли на ношение дробовиков. Власти Юга отреагировали мгновенно – уже в 1967 году сенатом штата Калифорния был принят закон о том, что ношение заряженного оружия является противозаконным. В то время было полно всевозможных вооруженных формирований, в основном ультра-правого толка: минитмены, рейнджеры, Ку-Клукс-Клан, которые имели у себя целые арсеналы оружия, но при этом не занимались патрулированием – поэтому закон не бил по ним так сильно как по пантерам. Они были вынуждены прекратить патрулирование.

Однако в это время, по всей стране, начиная с 1965 года, вспыхивали народные бунты, стычки с полицией и погромы. Пантеры, по утверждению Ньютона, всячески старались предотвратить такой сценарий развития событий, который позволил бы властям массово и легально применять насилие по отношению к восставшим неграм. Переключившись с патрулирования на организационную и правозащитную работу, пантеры начали набирать активистов, выпускать газету, собирать деньги для внесения залогов, заниматься юридическим ликбезом (в частности, был выпущен «карманный справочник первой юридической помощи»).

В статье «О правильном подходе к революции» (июль 1967 года) Ньютон резко осуждает тактику массовых бунтов, говоря, что они слишком дорого обходятся и рассчитаны только на кратковременный локальный успех. В противовес этому он выдвигает необходимость создания авангардной партии, представляющей интересы всего чернокожего населения. Важнейшими целями такой партии в сложившейся ситуации Ньютон считал повышение образовательного уровня общин и 1. открытое и публичное противостояние власти, на всех возможных площадках, в том числе – подконтрольных самой власти. В качестве тактики Ньютон открыто предлагал ведение городской партизанской войны против властей, в частности террор против полицейских.

Кризис 28 октября 1968 года.

Буквально через полгода Черные пантеры понесли первые серьезные потери – в перестрелке был ранен сам Хью Ньютон. Он был заключен под стражу прямо в Аламендской больнице, где его, прикованного к кровати и с катетером в животе, регулярно пытали и избивали копы. Ему было предъявлено обвинение в убийстве полицейского, хотя сам он, по собственному утверждению, был безоружен и ничего не помнил.

Здесь следует сказать несколько слов о теории революционного самоубийства. Сам концепт самоубийства Ньютон начал использовать после прочтения работы Дюркгейма «Самоубийство», из которой взял идею о том, что подавляющее большинство самоубийств обусловлены социальными, а не внутри личностными факторами. Ньютон расценивает самоубийство как высшую форму сопротивления давлению социальной реальности, но при этом уточняет, что большинство самоубийц совершает т.н. «реакционное самоубийство» — человек убивает себя, не в силах бороться с системой. Революционное самоубийство, напротив, не имеет ничего общего с причинением себе повреждений или лишением себя жизни. Революционное самоубийство – это осознанный акт принесения себя в жертву интересам революции. Глупо думать, считал Ньютон, что можно совершить революцию и наслаждаться ее плодами в тиши кабинета за мемуарами, или в кругу семьи. Сам он, по своим словам, был уверен в том, что рано или поздно его убьют.

С этой идеей в голове Хью Ньютон и приступил к защите на судебном процессе по делу об убийстве полицейского, процессе, по итогам которого Ньютону почти стопроцентно светила газовая камера. Стоит ли говорить о многочисленных нарушениях, начиная от тенденциозного подбора присяжных и заканчивая пропажей важных улик, появлением липовых свидетелей обвинения, и прочими вещами, которые у нас называются оперативным сопровождением судебного процесса? Обо всем этом Хью подробно пишет в «Революционном самоубийстве».

Ньютон не питал на этот счет иллюзий, поэтому решил превратить зал суда в трибуну для политического выступления. Его главной задачей было показать, что активист пантер – это не порочный, необразованный бандит, а человек, который достаточно хорошо развит, разбирается в законах, имеет гражданскую позицию. Во время ответа перед судом он полностью переиграл своего обвинителя, заставив того запинаться, повышать голос и оскорблять Ньютона. Кроме того были разгромлены основные доводы обвинения, дискредитированы основные свидетели. В итоге суд присяжных вынес решение о виновности Ньютона в непредумышленном убийстве – тюремное заключение на срок до 15 лет.

В это время развернут настоящий террор против черных пантер. В 1968-69 году несколько сотен пантер были арестованы и убиты. Партия потратила 5 млн. долларов на внесение залогов за своих активистов. Ньютон сидел в тюрьме 22 месяца, то есть до середины 1970 года. В 1971 году в тюрьме был убит один из лидеров партии Джордж Джексон.

К началу 70-х партия была фактически разгромлена – пример того, как организация, которая пытается эффективно использовать юридические нормы буржуазного государства, быстро сталкивается с насилием и беззаконием со стороны этого самого государства. Большинство лидеров партии были убиты, а Ньютон был вынужден скрываться. В 1971 году он посетил Красный Китай, где встречался с премьер-министром Чжоу Эньлаем, а так же первой леди Китая – товарищем Цзян Цинь. Встреча с самим Мао у Ньютона не состоялась, поскольку Ньютон не был главой государства. После этого Хью вернулся в США, снова был обвинен в убийстве и вынужден был скрываться на Кубе.

Я не буду здесь разбирать историю с убийством Ньютона, поскольку она представляется достаточно запутанной. Хью был убит в 1982 году – его застрелил активист Черной партизанской семьи (подпольной тюремной организации левого толка). Мотивы этого убийства мне не известны.

Итоги и выводы.

В заключение следует сказать несколько слов о расизме Ньютона. Черные пантеры много раз обвинялись в черном расизме, и, в общем, основания для таких обвинений есть – многие члены партии открыто противопоставляли свои взгляды коммунистической верхушке Черных пантер. Однако о расизме Ньютона можно судить по его книге. Так вот, он часто позволяет себе резкие суждения в отношении белых врагов. Однако расовая принадлежность некоторых героев его книги, в частности его адвоката и женщины-врача, которая заступилась за него в больнице остается загадкой. Ньютон вообще не упоминает о расовой принадлежности, когда речь заходит о практике. Кроме того в своих работах он демонстрирует почти стопроцентную приверженность методу диалектического материализма и классовому подходу.

Итак, мы видим как преимущества, так и недостатки партии «Черная пантера». К преимуществам можно отнести то, что партия была организована как низовое движение, а не как секта (псевдо-)интеллектуалов, исходя из насущной потребности в самообороне. Этим определялась ее платформа и стиль деятельности. И, тем не менее, партийной структурой с четким разделением обязанностей и налаженной работой между отделениями по всей стране. Кроме того, они удачно сочетали радикальность действий и их законность, что привело к большим успехам на ранних стадиях развития движения.
Основным недостатком мы считаем то, что партия не сумела выйти за пределы черного гетто и поставить более радикальные цели под давлением полицейского террора. Это не вина черных пантер, скорее так сложились обстоятельства.

Во-первых пантеры попали в ловушку американской свободы, когда правительство предоставляет широкую автономию социальным движениям и локальным сообществам, но ровно до того момента, пока это сообщество не начнет всерьёз подрывать устои классового государства. Пантеры же считали автономию уже достигнутой и требовали лишь предоставления им равных экономических и социальных прав, не ставя целью объединение с другими движениями и захват власти.

У пантер не было шанса стать рабочей партией и таким образом привлечь к работе массу способных к систематической работе пролетарских активистов. Так получилось, потому что пантеры представляли интересы самой угнетенной группы населения, которая в лучшем случае являла собой резервную армию труда, в худшем – криминалитет. Отсюда – разброд и шатание в целях и задачах не только отдельных активистов, но и целых ячеек.

Поэтому в нужный момент активисты пантер потратили слишком много сил, чтобы повернуть в конструктивное русло стихийные бунты чернокожих, что дало повод радикалам обвинить пантер в трусости и нерешительности. При этом сами радикалы, в том числе входившие в ряды пантер зачастую рассчитывали на партию как на ресурс для построения личной карьеры.
Кроме того, одной из главных причин тактического поражения пантер был грандиозный террор, который правительство США мгновенно разворачивает при любой опасности возникновения «красной угрозы». Так было в 1919 году, так было в эпоху маккартизма, этот же каток раскатал и «Черных пантер».

И все же, несмотря на то, что большинство активистов погибли или получили большой тюремный срок, мы можем говорить о победе «Черных пантер» в долгосрочном периоде. Практически все их требования были выполнены – планка неравенства сместилась на новый уровень. Автобусов с раздельными местами для черных и белых больше нет, теперь люди все больше стыдятся своей бедности, а не цвета кожи. Так что, видимо, одними «Черными пантерами» здесь не обойтись.

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Партия "Черные Пантеры"

История самой не террористической из террористических организаций.

Расцвет небезызвестного Ку-Клукс-Клана пришелся на двадцатые годы. Потом Клан несколько раз возрождался – уже прошла вторая мировая, а в США продолжались зверские убийства негров, происходящие на глазах у добропорядочных американцев, которые радостно одобряли очистку от черных сельской Америки. Клан сформировал у обывателей привычку к убийству. А если более мягко – привычку к тому, что в середине двадцатого века все еще можно было считать черных нелюдями.
Поэтому и только поэтому в США и появились “Черные пантеры”, которые, как считается, убивали белых расистов ничуть не менее жестоко.

Итак, середина 60-х. Америка охвачена красивыми идеями Мартина Лютера Кинга о противлении злу добром и ненасилием (разумеется, это – идеи гораздо более древнего проповедника, Кинг был всего лишь его продолжателем). И в это время убивают идола черной молодежи, черного мусульманина Малькольма Икса. Это было символическим окончанием непротивления.

Именно в этот момент познакомились Хью Ньютон, Бобби Сеал и еще несколько молодых черных, только-только закончивших школы или колледжи. Они и создали “Черные пантеры”, чтобы охранять черные гетто от нападения полицейских и белых расистов, чтобы не давать в обиду одиноких чернокожих, оказавшихся в белом районе, которых могли жестоко избить и жители района, обычные добросердечные граждане, и вооруженные дубинками полицейские. Они выбрали своей эмблемой черную пантеру. Потому что она никогда не нападает первой, но если напасть на нее, она уничтожит противника. Они придумали себе форму – черные береты, черные кожанки, голубые водолазки с нарисованной черной пантерой.

Первый акт защиты широко известен, уже стал легендой и оброс подробностями. Якобы перед полицейской машиной появился вооруженный до зубов Хью Ньютон и громогласно заявил: “У тебя есть оружие, но и у меня есть оружие. И если ты, гад, меня тронешь, то я буду защищаться”. Собралась огромная толпа зевак (дело было в черном районе). Полицейские пытались было всех разогнать криками, но Ньютон быстренько разъяснил окружавшим их права, да и свои собственные, в частности право наблюдать за происходящим. Заодно он рассказал и о новой партии, о ее целях и о методах “патрулирования улиц”. Полицейские уехали, а потрясенная молодежь квартала немедленно пошла записываться в “Пантеры”.

Они буквально играли с полицией. На своих машинах вооруженные до зубов, они ездили за полицией, нигде ни на йоту не нарушая правил дорожного движения и наблюдали. Полиция, разумеется, нервничала. Когда полицейские останавливались, останавливались и “Пантеры”, немедленно демонстрируя из окон дробовики, заряженные, но с недосланными в патронник патронами (по закону, такое оружие не считалось заряженным) и тома всяческих законов, подтверждающих их юридические права. Такие эпизоды, не заканчивающиеся ничем, рано или поздно, но привели бы к срыву. Вопрос только в том, кто должен был сорваться первым.

А в это время движение распространялось с запада на восток по всей стране в черных гетто.

Число “Черных пантер” достигло 2 тыс. человек. Летом 1968 года Дэвид Бротерс организовал отделение “Черных Пантер” в Нью-Йорке, в Бруклине, а несколькими месяцами позже отделение “Пантер” появилось и в Гарлеме.

Через некоторое время “Пантеры” превратились в радикальную марксистскую группировку и призвали всех чернокожих вооружиться, освободить себя от позорных санкций белой Америки, добиться равноправия, убивая тех, кто желал оставить черных в их гетто. Организация строилась как партия, посему ее лидеры имели как бы правительственные должности. Бобби Сил – глава партии, Хью Ньютон – министр обороны.

Разумеется, “пантеры” действовали совершенно легально. Днем. Но не исключено, что ночью эти же люди шли на улицы и убивали тех, кто был заподозрен в расистских избиениях черных. По крайней мере, именно в этом их, арестованных, позже обвинил суд. Доказать это не удалось. Да и вообще правду сегодня установить уже невозможно. Но разве можно было удержать людей, чьих отцов и дедов вешали во время народных гуляний белые обыватели, ведомые Кланом, заставить действовать методами легальной политики и общественных движений? Предполагать, что это возможно, было бы глупо.

Вернемся к предполагаемому срыву. Хью Ньютон с товарищами преследовал машину полиции. Та остановилась. Что было дальше – не известно.Известно, что один полицейский был убит, а один – ранен. Кто начал первым – непонятно. Хью Ньютона обвинили в убийстве, после чего не только черные стали добиваться его освобождения, но и белые по всей стране, во всех университетах. Появилась организация “HonkiesforHue” (Honkies на жаргоне Америки означает “белая рвань”, какой обычно называли всех белых черные). Ньютона сажают за непредумышленное убийство, но через некоторое время отпускают: под давлением общественности и из-за невозможности противопоставить этой самой общественность хоть какие-то аргументы и доказательства.

В апреле 1968 года был убит Мартин Лютер Кинг. К которому черные радикалы серьезно-то не относились. Но был убит черный, сражавшийся с государством за права черных. Пусть и “дедовскими методами”. Несколько “Пантер” решили за него отомстить, попали в окружение полиции и были арестованы. В перестрелке был убит один из вождей “Пантер” Бобби Хаттон, 15-летний вождь. Другой вождь – Элдридж Кливер – сбежал на Кубу и несколько лет там скрывался. На одном из митингов после этих событий член ЦК “Пантер” Дэвид Хиллиард спросил у митингующих – хотят ли они мира. “Да” – радостно-привычно ответила толпа. “А вот не будет вам мира! Пора сражаться” – заявил толпе член ЦК. Так “Пантеры” противопоставили лозунгу хиппи “Нет войне!” свой лозунг – “Нет миру!” .

В то же время “Пантеры” предпринимали действия, на них ранее не похожие. Они устроили бесплатную раздачу завтраков в черных школах для бедняков. Правда, богатые черные тут же анонимно сообщили полиции, что это был настоящий рэкет, которым их обложили радикалы. Но в гетто свои законы.

И вот тогда началась война “Пантер” с полицией. В августе 1968 года перестрелки были в Детройте и Лос-Анджелесе. Летом и осенью 1968 года полиция нападает на офисы “Пантер” в Идианаполисе, Детройте, Сиэтле, Окленде, Денвере, Сан-Франциско, Нью-Йорке. В сентябре 150 полицейскихнапали на 12 “Пантер” прямо в зале суда. За 1969 год было арестовано 348 “Пантер”. Организация потратила на залоги и штрафы в 1967-1969 годах около 5 млн. долларов. В июле 1969 года полиция нападает на Чикагское отделение партии, и засевшие в офисе отстреливаются. Перестрелка длилась почти час. И это в Чикаго, практически, в столичном городе. И никто не удивлялся. В декабре 1969 года полиция осаждает офис в Лос-Анджелесе, и “пантеры”, среди которых и женщины, отстреливаются пять часов. И снова никто не удивляется. Это была настоящая война. Потому никто и не удивлялся. К концу 1970-го года полиция арестовала 469 “Пантер”. Десять черных и 12 полицейских погибли в 48 перестрелках. Глава ФБР заявил, что “Пантеры” представляют собой самую серьезную угрозу внутренней безопасности страны.

А в стране в это время леваки сняли фильм о “Черных пантерах”. Его показывали в университетах по всей стране. Забастовали студенты Йельского университета, требуя отпустить арестованных черных. Власти устраивали с народом публичные дебаты о сути “Черных пантер”.

А потом “Пантеры” переругались между собой. Почему и как это было – об этом написаны целые монографии. Так что углубляться в эту проблему не имеет смысла. Просто кто-то подался в легальную политику, кто-то сбежал, устав от радикализма. Кто-то вернулся к “ненасилию”. Кого-то убили. Что-то из того, за что боролись “Пантеры” стало общепринятым. В общем, их время кончилось. “Пантеры” просуществовали еще несколько лет, а затем благополучно умерли своей смертью, как организация.

Интересно, что “Пантеры” с самого своего рождения ухитрялись добиваться поддержки разных и неожиданных персонажей. Они были чужды обычного левого максимализма. В том смысле, что, похоже, с самого начала стремились если не объединить вместе разных леваков в некий единый левый фронт, то не боялись меняться, не боялись проявлять себя с неожиданных сторон, не боялись ошибаться. “Пантер” поддерживали левые интеллектуалы Европы. И те, несмотря на кажущееся презрение к белым радикалам, не отказывались от поддержки. Например, “Пантер” поддерживал Жан Жене. Из-за этого ему даже запретили въезд в США. Когда у Дэвида Хилларда однажды брали интервью и спросили о его отношении к гомосексуалам и о том, знает ли он, что Жан Жене – голубой, тот ответил: “Знаю, ну и что? Если бы все гомосексуалы рвались за океан, чтобы поддержать “Пантер” это было бы совсем неплохо”. Причем, сначала “Пантеры” относились к голубым примерно также, как относилось к ним общество. Ну, по крайней мере, употребляли принятую обществом терминологию в отношении этих людей. Так однажды Боб Хиллард написал письмо Жану Жене, предлагая ему написать статью в поддержку гомосексуалов, он эту самую лексику в письме не стесняясь употребил. Жене ответил ему (тоже письменно) в том духе, что если тот будет оскорбл*ть педерастов, то сам Жене немедленно будет наезжать на негров.И через неделю в одной из газет США появилась статья самого Ньютона, который писал о необходимости помогать гомосексуалам и защищать их, как меньшинство, так как голубые поддерживают “Пантер”. Лексика уже была на уровне. “Пантеры” быстро учились и отказались от обывательской лексики. Странно и парадоксально. Самые радикальные из всех радикалов Америки оказались способны пойти на компромисс со своим воспитанием, оказались способными уйти от привычных стандартов черных гетто.

Что они дали Америке? Они привили черным склонность к самозащите. К тому, что черные могут отстоять свое право учиться в тех же школах, где учились их белые сверстники. Они поддержали женское движение. Многие радикальные феминистки поддерживали черных пантер. Удивительно. В Штатах, славящихся своими современными перехлестами в плане женских прав ( и, пожалуй, мужского бесправия), еще в 60-е все было наоборот.

Они научили своих последователей вести пропаганду. Никто до сих пор не ухитрялся так использовать прессу и телевидение, никто не умудрялся превращать в политические процессы захудалые судебные заседания и даже похороны. Они сделали граффити массовым явлением. Они затеяли в США войну. Пусть и на недолгое время, пусть с относительно небольшим числом жертв. Но войну -к перестрелкам в самых фешенебельных городах население этих городов в общем-то привыкло.

И пусть не известно точное число их жертв. Даже непонятно, были ли это жертвы обстоятельств и черных хулиганов или жертвы именно партии “Черная пантера”. Пусть не известно и уже не будет известно, совершали ли они те террористические акты, что им приписывала полиция. “Черные пантеры” считаются радикальной террористической группировкой. Ну не либералами же их называть!

Пример эпистолярного жанра “Черных пантер”
“В защиту самообороны” Хью Ньютон

Выдержки, опубликованные в газете “Черная пантера” 19 октября 1968.

Мы должны понять, что есть различие между восстанием анархистов и черной революцией и между черной колонией. Колония – это классовое общество, которое было всегда. Реакционное общество всегда ограничивает индивидуумов не только в их занятиях, но даже в их передвижении и уж тем более в самовыражении. В самой сути человека, от природы творческого.

Классовое общество порабощает творческого человека. Это истинно для любого класса. А в Америке, мы не имеем не только классовое общество. Мы имеем систему каст, и черные располагаются в самой низшей касте. Они не имеют никак возможности подняться по классовой лестнице. Они не имеют никаких привилегий, не имеют никакой возможности попасть в правящую структуру.

Чернокожие и цветные люди в Америке противопоставлены обществу в целом. И это не вопрос индивидуальной свободы. Индивидуальная свобода – развлечение для детей высших каст. Мы не можем освободить свою личность, потому что мы угнетены, как группа людей. Даже дети черных, уже попавших каким-то чудом в высший класс, это ощущают. Они могут получать образование, они свободны в передвижении, они – “будущее страны”. Но они могут получать лишь часть власти, потому что в обществе все еще есть кастовая система. И в высшую касту им не попасть. Так что наша борьба поможет и им. Наша борьба не только борьба за кастовую свободу, за свободу черных. Наша борьба – борьба за свободу личности.

Я могу понять анархистов, желающих уйти от системы государства вообще. Но исторически это неправильно. Я размышлял о природе и причинах поражения Французской студенческой революции. И я думаю, что причина в том, что анархисты во Франции не имели никакой организации, не имели надежных лидеров. А толпа не может управлять страной, как может управлять ею Де Голль.

Мы сначала хотим освободить себя, как группу людей. Но это – лишь начало нашего освобождения. Это лишь первый шаг. Когда мы его пойдем, это не значит, что мы уже станем свободными. Я могу представить, что в будущем чернокожие будут бунтовать против структуры власти, которую сформировали черные. Потому что все равно будет оставаться ограничение индивидуальной свободы, даже в “безкастовом обществе”. Но освобождение личностей возможно только после того, как будут свободными группы.

Лозунги Черных Пантер:
Власть Черным. Убить всех белых.

Черные пантеры США

Хищница из тропических лесов пантера известна своей свирепостью и синевато-черным цветом шкуры. Большая дикая кошка никогда не нападает на человека первой. Ее агрессия ─ это всегда ответная реакция. За окраску и характер она стала символом и названием вооруженной организации афроамериканцев, в конце 60-х годов наводившей страх на американских полицейских и белых граждан страны.

В те годы «черная» Америка как бы очнулась от многовековой спячки. «Дяди Томы» больше не хотели иметь такие же права, как домашние животные белых американцев. Надписи «только для черных» стали бесить подрастающую молодежь. Прошлое не хотело уступать своих позиций, особенно в южных штатах США, традиционно считающимися консервативными во всех отношениях. Американские негры быстро поняли, что за права им придется серьезно побороться.

Законопослушных афроамериканцев, исповедующих христианство, объединил вокруг себя баптистский пастор Мартин Лютер Кинг. Он был сторонником исключительно мирных форм борьбы. Максимум на что он призывал, оказались мирный марши, митинги и экономические бойкоты. Для Америки он стал аналогом индуса Махатма Ганди, выступавшего за ненасильственные акции и «непротивление злу насилием».

Мартин Лютер Кинг

Кинг был ярким оратором. На его публичные выступления собирались огромные толпы народа. Несмотря на довольно безобидную для расистов деятельность он неоднократно становился мишенью для нападений. В конце 50-х годов его ранили ножом, а в 1968 году снайпер застрелил его в Мемфисе. Убийцу нашли. Им оказался Джеймс Эрл Рей ─ преступник-рецидивист. Его приговорили к 99 годам тюрьмы и он умер в заключении в 1998 году.

Американские мусульмане

Другой популярной религией среди афроамериканцев всегда был ислам. Американские мусульмане объединились в организацию «Нация ислама», существующую и поныне. Ее возглавлял также харизматический лидер Элайджа Мухаммад. Чернокожие были объявлены «богоизбранным» народом, а все белые ─ «голубоглазыми дьяволами».

Последователи Элайджи проповедовали нечто похожее на «черный расизм», что приводило в восторг его последователей, предки которых подвергались угнетению. Популярность «Нации ислама» была огромной. Чемпион мира среди боксеров-профессионалов Кассиус Клей, получив первый титул, сразу примкнул к организации. Он сменил имя, данное при рождении родителями, на ставшее известным во всем мире Мохаммед Али.

Среди ближайшего окружения Элайджи одним из ярких персон был Малколм Икс, вскоре со скандалом ушедший реализовывать собственный путь борьбы за права чернокожих.

Слева: Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс

Он отличался гораздо большей радикальностью во взглядах, чем другие члены «Нации ислама», а тем более Мартин Лютер Кинг и допускал применение силы в отстаивании интересов «черного» населения Америки. Малколма Икса застрелят во время службы в его храме в Нью-Йорке. Убийцами окажутся бывшие единомышленники из «Нации ислама», посчитавшие его оппортунистом.

Черные пантеры США

Афроамериканцы-атеисты создали свою организацию для борьбы с расовой сегрегацией. Она называлась «Черные пантеры». Шестерка чернокожих юношей, собравшихся вместе в калифорнийском Окленде в октябре 1966 года, не могла предполагать, что их инициатива найдет такой отклик в негритянской молодежной массе.

Черные пантеры США

Всех их сейчас можно назвать обычными «гопниками», с той лишь разницей, что их агрессия выплеснулась не на соседей или сверстников, а на американскую полицию и власть. Позже лидеры организации подведут под повседневную деятельность идеологическую базу. Они, начитавшись дневников команданте Че Гевары и философа Франца Фанона, назовут себя революционными социалистами-маоистами.

«Черные пантеры» могут подходить под определение «незаконное вооруженное формирование». Обзавестись оружием в Америке никогда не было проблемой. Группировка ввела у себя строгую иерархию, срисованную с устройства любого государства. У них был премьер-министр, министр финансов и министр обороны.

Черные пантеры США

«Черные пантеры» ввели обязательную для всех членов униформу. Она состояла из черной кожаной куртки, черных брюк и голубой рубахи. На головах «пантеры» носили черный берет. Во всем черном с голубым пятном на груди они и внешне напоминали лесного хищника.

У «Черных пантер» был лозунг «Вся власть народу», напоминающий ленинские изречения времен Октябрьской революции с той лишь разницей, что под народом понимались афроамериканцы. Еще лидеры организации издали программу действий из 10 главных пунктов. В ней аналогия с марксизмом-ленинизмом была еще больше видна.

Враги Черных пантер

«Черные пантеры» стремились обеспечить права «черных» на землю, хлеб, одежду, жилище, образование, справедливость и мир. «Пантеры» категорически выступали против службы в американской армии, ведущей в то время тяжелую войну во Вьетнаме. Резко они выступали против засилья наркоторговцев в «черных» гетто.

Черные пантеры США

«Черные пантеры» зачастую силой выселяли из кварталов всех заподозренных в торговле наркотиками. Наркомафия первой объявила войну «Черным пантерам». В конце концов, им пришлось воевать сразу на 2 фронта ─ против криминальных собратьев и «белой» полиции. Масштабными акциями организации стали раздача бесплатных завтраков детям в «черных» районах городов и их вооруженное патрулирование.

Несмотря на декларативный отказ от применения первыми силы, между ними и полицейскими постоянно вспыхивали ожесточенные перестрелки, инициаторов которых невозможно было найти. Кровь обильно проливалась с обеих сторон. Для «белых» наличие вооруженных отрядов «Черных пантер» в крупных городах стало настоящим кошмаром. Члены «семьи Мэнсона», заметая следы совершенных убийств, писали кровью жертв на стенах слово «свиньи», что на «пантеровском» жаргоне означало полицейские.

Участников «Черных пантер» ведут на суд

Первое время следователи на самом деле полагали, что убийства дело рук «пантер». Оказавшись в тюрьме, Чарльз Мэнсон долго боялся мести за этот поступок от содержавшихся рядом с ним «черных».

Чарльз Мэнсон во время задержания

По идеологическим соображениям «Черные пантеры» одинаково плохо относились к Мартину Лютеру Кингу и «Нации ислама». Религия ─ опиум для народа, отвлекающая негров от настоящей революционной борьбы за свои права. Речам на митингах или церковных службах они явно предпочитали действие с пистолетом в руках.

Разгром Черных пантер

Американская власть не могла потерпеть двоевластия. В 1969 году она начала массированную компанию, в итоге приведшую к полному разгрому «Черных пантер». Были уничтожены около 70 штаб-квартир во всех крупных городах. В ходе боев погибло 28 лидеров организации и убито более сотни рядовых членов. Остальные активисты попали в тюрьмы. Так «Черные пантеры» стали историей США.

Самое странное в далеких событиях, что лица, стоявшие у истоков и во главе организации, практически не попали под молох полицейских репрессий. Бобби Сил ─ один из членов первой шестерки и будущий член правительства «Черных пантер» остался живым, отсидев всего 4 года в тюрьме. В конце 70-х он напишет автобиографию и издаст ее.

Его друга Хью Ньютона несколько раз пытались обвинить в преднамеренном убийстве. Ему удалось вырваться из лап полиции и даже выехать за пределы США. Четыре года он жил в гостях у Фиделя Кастро на Кубе.

Когда страсти по «Черным пантерам» улеглись, он спокойно вернулся домой. В 1989 году его застрелил наркоторговец-сосед, которому Ньютон по оставшейся с молодости привычке мешал заниматься преступным бизнесом.

Участники Черных пантер

В Америке больше всего вспоминают не лидеров-основателей «Черных пантер», а их рядового члена Мумию Абду-Джамала. В 1981 году, никак не успокоившийся гражданский активист устроит ожесточенную перестрелку в Филадельфии, в ходе которой сам получит тяжелое ранение. Обстоятельства произошедшего весьма запутанны, но реальным фактом осталась смерть полицейского во время исполнения служебного долга.

Абду-Джамала приговорят к смертной казни. Почти 30 лет он будет ее ждать в камере смертников. Американское правосудие никогда не спешит исполнять приговор. В 2011 году смертную казнь заменят на пожизненное заключение.

Мумия Абу-Джамал в тюрьме

«Черные пантеры» сами не предполагая того оставят след в музыкальной истории. В ряды организации в конце 60-х годов входила Афени Шакур ─ мама знаменитого рэпера Тупака Шакура.

В детстве она много рассказывала ему о своей жизни среди «пантер» и напевала песни, которые тогда пели прогрессивные «цветные. Революционные речевки отдаленно напоминающие современный рэп остались в памяти у рэпера. Тупак запомнил не только тексты и мотив, а еще сделал себе на теле тату ─ черную пантеру.

«Черные панеры» широко представлены в современном кинематографе, рассказывающем о событиях того бурного времени. Самую правдивую книгу о жизни организации написал Роберт Уильямс. Она называется «Негры с пистолетами».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29
Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Животные
0 комментариев
No Image Животные
0 комментариев
No Image Животные
0 комментариев
No Image Животные
0 комментариев
Adblock detector