Чем человек отличается от человекообразных обезьян наличием

Наличием четырехкамерного сердца;2)прямохождением;3)наличием сводчатой стопы; 4)наличием ногтей; 5)S-образным позвоночником; 6)заменой молочных зубов на постоянные.

6.Укажите отряды класса Земноводные–

Отряд Чешуйчатые; 2)отряд Хвостатые; 3)отряд Хищные; 4)отряд Бесхвостые; 5)отряд Черепахи; 6)отряд Безногие.

а) 1, 3, 5; б) 1, 2, 6;

в) 1, 3, 4; г) 2, 3, 5;

Укажите растения отдела Мохообразных-

Кукушкин лен; 2)щитовник мужской; 3)асплениум; 4)сфагнум; 5)венерин волос; 6)маршанция.

а) 1, 3, 5; б) 1, 5, 6;

в) 1, 4, 6; г) 2, 3, 4;

8.Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам–

Развитие семян у голосеменных растений;2)развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания; 3)образование сочной мякоти у плода бешеного огурца; 4)выделение душистым табаком пахучих веществ; 5)двойное оплодотворение у цветковых растений; 6)появление у растений механических тканей.

а) 1, 3, 4; б) 1, 5, 6;

в) 2, 3, 4; г) 2, 4, 5;

9. Укажите виды наследственной изменчивости–

Мутационная; 2)модификационная; 3)комбинативная; 4)цитоплазматическая; 5)групповая;6)определенная.

а) 1, 2, 4; б) 1, 3, 4;

в) 1, 4, 5; г) 2, 3, 5;

К палеонтологическим доказательствам эволюции относят —

Остаток третьего века у человека; 2)отпечатки растений на пластах каменного угля; 3)окаменевшие остатки папоротников; 4)рождение людей с густым волосяным покровом на теле; 5)копчик в скелете человека; 6)филогенетический ряд лошади.

Часть 3.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Материалом для эволюции служит естественный отбор.

2.Совокупность растений одного вида, искусственно созданная человеком, называется порода.

3.При аутосомно – доминантном типе наследования признак встречается как у мужчин, так и у женщин.

4.Разнообразие фенотипов, возникающих у организмов под влиянием условий внешней среды, называется комбинативная изменчивость.

5.Аллополиплоидия – кратное увеличение числа хромосом у гибридов, полученных в результате скрещивания разных видов.

6.При созревании яйцеклетки на каждую полноценную клетку образуется три направительных тельца.

7.Полость внутри бластулы называется бластомер.

8. В сперматогенезе в фазе роста число хромосом и молекул ДНК равно 2п4с.

9.Кодовой единицей генетического кода является нуклеотид.

10.Цикл Кребса происходит на мембране митохондрий.

11.В растительной клетке присутствуют полуавтономные органоиды: вакуоли и пластиды.

12.Центромера – это участок молекулы ДНК эукариот.

13.Число митохондрий в клетке зависит от ее функциональной активности.

14.В клетках простейших отсутствует клеточная стенка.

15.Наиболее распространенными моносахаридами являются сахароза и лактоза.

16.По типу питания взрослая беззубка является биофильтратором.

17.Организм, в котором развиваются личинки паразитического червя, называют основным хозяином.

18.У рыб отсутствует способность к аккомодации.

19.Большая часть клеток камбия откладывается в сторону древесины.

20.Если цветы собраны на боковых осях, то такие соцветия называют сложные.

Часть 4.Установите соответствие.Максимальное количество баллов, которое можно набрать –25.

Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому он относится

Признаки растения Отдел

А. В жизненном цикле доминирует гаметофит 1. Мохообразные

Б. В жизненном цикле доминирует спорофит 2.Голосеменные

В. Размножение спорами

Г. Наличие хорошо развитой корневой системы

Д. Формирование пыльцевых зерен.

АБВГД

Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого этот признак характерен

Признаки животного Типы животных

А. Рост и развитие сопровождается линькой 1. Кольчатые черви Б. Отделы тела отличаются по строению и размерам 2. Членистоногие

В. Есть кожно-мускульный мешок

Г. Имеют расчлененные конечности

Д. Покровы плотные, состоят из хитина.

АБВГД

Установите соответствие между примером и фактором среды.

Примеры Факторы среды

А. Химический состав воды 1.абиотические факторы Б. Разнообразие планктона 2.биотические факторы

В. Влажность, температура почвы

Г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

Д. Засоленность почвы.

АБВГД

Установите соответствие между названиями органов и зародышевыми листками, из которых они формируются.

Органы Зародышевые листки

А. Печень 1.Эктодерма Б. Органы зрения 2.Энтодерма

В. Скелет 3.Мезодерма

Д. Головной мозг.

АБВГД

Установите соответствие между особенностями процессов биосинтеза белка и фотосинтеза

Особенности процессов Процессы

А. Завершается образованием углеводов 1. биосинтез белкаБ. Исходные вещества — аминокислоты2. фотосинтез

В. В основе лежат реакции матричного синтеза

Г. Исходные вещества – углекислый газ и вода

  • крупный размер тела, отсутствие хвоста
  • сходные формы ушной раковины, жевательных поверхностей коренных зубов
  • 4 группы крови, 5 долей в легких, 7-8 сосочков в почке, червеобразный отросток
  • сходные заболевания (СПИД, сифилис, проказа)
  • сходная мимика, сложное поведение
  • 46 хромосом у человека, 48 у понгид
  • 91% генов одинаковы у человека и шимпанзе

Отличия
1) Скелет:

  • в связи с большим объемом мозга мозговая часть черепа больше лицевой
  • в связи с прямохождением
  • сводчатая стопа
  • расширенный таз
  • изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник)
  • грудная клетка расширена в стороны
  • в связи с трудовой деятельностью большой палец руки хорошо развит и сильнее противопоставлен остальным пальцам
  • в связи с речью развит подбородок
  • 2) Объем мозга в 2 раза больше, объем коры в 3 раза больше за счет извилин. Благодаря этому человек может вырабатывать вторую сигнальную систему, т.е. способность оперировать словами-понятиями, отделенными от конкретных предметов. (Например, слово «стол» обозначает понятие, которому может соответствовать множество очень разных предметов.)

    Вторая сигнальная система не врожденная, она формируется в процессе обучения человека в детском возрасте. Таким образом, для формирования человека обязательно требуется общество.

    Тесты

    151-01. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
    А) общий план строения
    Б) уровень обмена веществ
    В) строение передних конечностей
    Г) забота о потомстве

    151-02. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?
    А) строением кисти руки
    Б) дифференциацией зубов
    В) общим планом строения
    Г) уровнем обмена веществ

    151-03. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-а)
    А) условные рефлексы
    Б) вторая сигнальная система
    В) органы чувств
    Г) забота о потомстве

    151-04. Человека отличает от человекообразных обезьян наличие
    А) заботы о потомстве
    Б) первой сигнальной системы
    В) второй сигнальной системы
    Г) теплокровности

    151-05. Человек, в отличие от животных, услышав одно или несколько слов, воспринимает
    А) набор звуков
    Б) местонахождение источника звуков
    В) громкость звуков
    Г) их смысл

    151-06. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть
    А) диафрагма
    Б) S-образный позвоночник
    В) борозды и извилины в конечном мозге
    Г) стереоскопическое цветовое зрение

    151-07. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она
    А) обеспечивается центральной нервной системой
    Б) является врождённой
    В) возникает осознанно
    Г) содержит информацию только о текущих событиях

    151-08. Человек и современные человекообразные обезьяны сходны тем, что
    А) владеют речью
    Б) способны к обучению
    В) способны к абстрактному мышлению
    Г) изготовляют каменные орудия труда

    151-09. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении
    А) сводчатой стопы
    Б) S-образного позвоночника
    В) гортани
    Г) кисти

    151-10. Чем отличается человек от шимпанзе?
    А) группами крови
    Б) способностьюк обучению
    В) генетическим кодом
    Г) способностью к абстрактному мышлению

    151-11. У человека, в отличие от других животных,
    А) развита вторая сигнальная система
    Б) клетки лишены жёсткой оболочки
    В) есть бесполое размножение
    Г) две пары конечностей

    151-12. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих,
    А) зародыш развивается в матке
    Б) имеются сальные и потовые железы
    В) имеется диафрагма
    Г) мозговой отдел черепа больше лицевого

    151-13. Сходство обезьяны и человека заключается в
    А) одинаковой степени развития коры мозга
    Б) одинаковых пропорциях черепа
    В) способности к образованию условных рефлексов
    Г) способности к творческой деятельности

    151-14. Какая особенность скелета характерна для человека и человекообразных обезьян, в отличие от других млекопитающих?
    А) большой палец руки противопоставлен всем остальным
    Б) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим пальцем
    В) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти
    Г) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

    151-15. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?
    А) наличие выступающего подбородка
    Б) вертикальный лоб
    В) срастание костей черепа
    Г) увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа

    Согласно теории эволюции Дарвина, обезьяна является древнейшим прародителем человека. И в самом деле, человек и обезьяна имеют довольно много общего. Тем не менее, в результате разного развития, между ними есть существенные отличия.

    В отличие от обезьяны, человек всегда ходит на ногах. Его позвоночник имеет прогибы назад, таз у человека широкий, а грудная клетка объемная. Сводчатая стопа при ходьбе препятствует сотрясению внутренних органов. Форма кисти руки человека позволяет выполнять множество мелких операций благодаря тому, что большой палец руки противопоставлен остальным. Руки прямоходящих руки не приспособлены к лазанию по деревьям или хождению по земле. Они короткие, а фаланги пальцев прямые. Ноги человека длиннее рук. Клыки человека практически не выступают за остальные зубы. Волосяной покров на теле человека не значительный, а на голове могут расти очень длинные волосы.

    В отличие от человека обезьяна передвигается преимущественно на четырех лапах, помогая себе «руками», а также активно лазает. Основное место обитания обезьяны – кроны деревьев. Существуют некоторые обезьяны, которые частично обладают навыком прямохождения, например, гориллы. Однако их нахождение в верикальном положении непродолжительно и при передвижении они опираются на тыльную сторону ладоней. Позвоночник обезьян не имеет поясничного прогиба, таз и грудная клетка – узкие, стопа – плоская. Ноги обезьяны короче рук. В отличие от человека, у приматов имеются множество разных морфологических адаптаций для цепляния за ветви. Её тело полностью покрыто густой шерстью, которая одинакова как на голове, так и на других частях. Клыки обезьяны длиннее остальных зубов. Передняя часть черепа обезьян сильно выступает вперед.

    Кроме того, большое затылочное отверстие прямоходящих расположено в центре длины основания черепа и открывается вниз, в то время как у четвероногих большое затылочное отверстие находится в задней части основания черепа и повернуто назад. Поэтому, основание черепа двуногих укорочено, а у четвероногих – удлинено.

    По объему мозг человека больше мозга обезьяны. Кора головного мозга человека в 3,5 раза превышает кору головного мозга обезьяны, что позволяет человеку иметь более развитые умственные способности, память и осознавать свои действия. Также в коре головного мозга располагаются речевые центры и зоны ассоциаций. Поэтому человек имеет языковую форму общения, обладает отвлеченным мышлением, способностью обобщать и абстрагировать. Этим объясняется наличие у человека не только первой сигнальной системы (условно- и безусловнорефлекторные связи), но и второй сигнальной системы (система речевых сигналов).

    Мозг обезьяны меньше человеческого, потому она не владеет речью и способностью к обобщениям и абстрактному мышлению. Лицевая часть черепа обезьяны крупнее мозговой, височные и лобные доли недостаточно развиты. Обезьяна имеет только первую сигнальную систему.

    Не смотря на множество отличий, у человекообразных обезьян и человека есть много сходств. Например, человек и обезьяна одинаково выражают чувства радости, гнева и печали. Как люди, обезьяны нежно ласкают детенышей, заботятся о них и наказывают за непослушание. У человека и обезьян хорошо развита память. Кроме того, у человек и человекообразные обезьяны строение всех систем органов имеют сходное. Также человек и обезьяна болеют одинаковыми заболеваниями, такими как грипп, оспа, СПИД, холера или брюшной тиф.

    Выводы:

    1. Человека отличает прямохождение. Обезьяна передвигается на четырех конечностях. Позвоночник обезьяны дугообразный, а у человека – прямой с прогибом в пояснице.
    2. Сводчатая стопа человека защищает внутренние органы при прямохождении. У обезьян стопы плоские. У человека ноги длиннее рук, у обезьяны наоборот.
    3. В отличие от человека у обезьян сильно выражены клыки. У человека они одинаковой длины с другими зубами.
    4. Тело обезьяны полностью покрыто шерстью, а волосяной покров человека не значительный, но на голове могут расти длинные волосы.
    5. Мозг человека по размерам крупнее мозга обезьяны и гораздо более развитый. Кора головного мозга имеет большую площадь, что позволяет человеку помимо первой сигнальной системы (рефлекторной) иметь вторую: речь, образное мышление. Кроме того, человек осознает свои действия.
    6. Человек и человекообразные обезьяны имеют множество сходств, например, выражение чувств, забота о детях и мн.др.
    Оцените статью
    Вопросы
    Добавить комментарий