No Image

Бунобы

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
10 марта 2020
Бонобо
Научная классификация
Домен : Эукариоты
Царство : Животные
Подцарство : Эуметазои
Без ранга : Двусторонне-симметричные
Без ранга : Вторичноротые
Подтип : Позвоночные
Инфратип : Челюстноротые
Надкласс : Четвероногие
Класс : Млекопитающие
Подкласс : Звери
Инфракласс : Плацентарные
Надотряд : Euarchontoglires
Грандотряд : Euarchonta
Миротряд : Приматообразные
Отряд : Приматы
Подотряд : Обезьяны
Инфраотряд : Обезьянообразные
Парвотряд : Узконосые обезьяны
Надсемейство : Человекообразные обезьяны
Семейство : Гоминиды
Подсемейство : Гоминины
Триба : Гоминини
Подтриба : Panina
Вид : Бонобо
Международное научное название

Бонобо́ [1] , или Карликовый шимпанзе [2] (лат. Pan paniscus ) — вид из рода шимпанзе семейства гоминид.

Содержание

Внешние отличия от шимпанзе обыкновенного [ править | править код ]

Несмотря на своё название, по размеру он не меньше шимпанзе обыкновенного, но уступает ему в плотности телосложения. Кожа бонобо — чёрная, а не розовая, как у обыкновенных шимпанзе. Более длинные ноги и узкие, покатые плечи, чем у обыкновенных шимпанзе. Голосовые сигналы карликовых шимпанзе — это резкие, высокие, лающие звуки.

У них красные губы на чёрной морде и небольшие уши, высокий лоб, длинные чёрные волосы, которые разделены на пробор посередине.

Масса тела самцов — около 43 кг, а самок — 33 кг.

Место обитания [ править | править код ]

Обитает бонобо в тропических лесах Центральной Африки на небольшой территории между реками Конго и Луалаба. Численность составляет от 29 500 до 50 000 особей. Бонобо стал широко известен науке в 1960-х годах, но пока остаётся малоизученным видом.

История открытия [ править | править код ]

Бонобо был давно известен, но был описан как отдельный вид сравнительно недавно, в 1929 году. Для африканцев карликовые шимпанзе были героями древних легенд. Согласно одной из них, бонобо научили человека определять, какие продукты можно есть без опаски. Немецкий анатом Эрнст Шварц, изучая скелет редкой обезьяны, хранившийся в бельгийском колониальном музее (ныне — Королевский музей Центральной Африки), понял, что видит перед собой не череп детеныша, а череп взрослого шимпанзе, и объявил о новом подвиде. Чуть позднее учёными было доказано, что речь идёт о новом виде человекообразных обезьян. В 1954 году австрийский приматолог Эдуард Тратц и немецкий приматолог Хайнц Хек [en] сообщили о своих наблюдениях над брачными обычаями бонобо, в том числе о спаривании в миссионерской позе. Их работы, опубликованные на немецком языке, не дошли до широкой публики. Лишь в 1970-е годы, когда нравы стали терпимее к сексуальным темам, учёные обратили на бонобо более пристальное внимание.

Особенности поведения [ править | править код ]

Приматолог Франс де Ваал утверждает, что бонобо способны на альтруизм, сострадание, сочувствие, доброту, терпение и чувствительность [3] . Хотя миролюбие бонобо оспаривается [4] .

Социальное поведение [ править | править код ]

У обезьян бонобо отсутствуют особенности поведения обыкновенного шимпанзе, у них нет совместной охоты, частого применения агрессии для выяснения отношений и примитивных войн, а в неволе бонобо с легкостью оперируют различными предметами. Отличительной же особенностью бонобо является то, что во главе сообщества стоит самка. Агрессивные столкновения между представителями одного пола редки, самцы терпимо относятся к детенышам и подросткам бонобо. Статус самца зависит от статуса его матери [5] .

Несмотря на высокую частоту половых контактов, уровень воспроизводства в их популяциях невелик. Самка рождает на свет одного детёныша с интервалом в 5—6 лет. Самки становятся половозрелыми к 13—14 годам. На воле бонобо живут до сорока лет, а в зоопарках доживают и до 60 [6] .

Бонобо постоянно, даже за едой, общаются между собой с помощью системы звуков, которую пока не удалось расшифровать. Их мозг достаточно развит, чтобы воспринимать другие знаковые системы. В неволе человек-экспериментатор дает запомнить несколько десятков знаков и их звуковой эквивалент. Далее примат запоминает разные команды на этом языке и наконец при произнесении новых, никогда не слышанных ранее команд выполняет какие-либо действия: «Намыль мячик», «Вынеси из комнаты X». Более того, описан случай, когда обученная языку знаков самка сама обучила своего детеныша вместо человека-экспериментатора. В эксперименте, проведенном Фондом исследования больших человекообразных обезьян (США), знаменитого самца Канзи удалось научить понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более 500 слов при помощи клавиатуры с лексиграммами (геометрическими знаками) [7] . Это позволяет говорить о бонобо как о самом интеллектуальном виде приматов после человека.

Особенности поведения бонобо и ряд других черт могут объясняться спецификой эволюционного развития этого вида. Ряд биологов считает, что важную роль в эволюции бонобо (как и в эволюции человека) сыграла неотения, или ювенилизация — задержка развития некоторых признаков, ведущая к сохранению детских черт у взрослых животных [8] .

Основным компонентом их пищи являются фрукты, иногда травянистые растения, беспозвоночные и мясо других животных. Бонобо, так же как и обыкновенные шимпанзе, могут с ловкостью ловить мартышек, но обычно не убивают и не поедают их. Они часами играют с детёнышами мартышек и отпускают их на волю. Однако бонобо как минимум одной популяции могут убивать и поедать детенышей других обезьян [9] .

У бонобо присутствует феномен утешения, то есть дружественный контакт, предлагаемый после конфликта жертве нападения одним из членов группы, отличной от агрессора. Недавнее исследование показало, что поведение утешения уменьшает стресс у жертвы и является основой сочувствия [10] .

В дальнейших исследованиях, проводимых в Демократической республике Конго, в лагере Уамба, выяснились интересные подробности про бонобо. Лагерь Уамба был основан японским приматологом Такаёси Кано ( англ. версия Википедии – [1] ) в 1974 году. В современный период исследования продолжаются рядом других приматологов. Выявлены случаи, когда бонобо сбиваются в организованную группу, чтобы отразить вторжения шипохвостов — эти рептилии умеют ловко карабкаться по деревьям, а значит, могут представлять угрозу бонобо даже там, где те обычно чувствуют себя в полной безопасности.

Такое поведение идёт вразрез с ранее имевшимися взглядами о том, что бонобо не охотятся стаями, как шимпанзе. Выводы о тотальной миролюбивости бонобо были основаны на наблюдениях за поведением особей бонобо в зоопарках. Однако дикая природа намного более суровая, нежели зоопарк, и поведение бонобо это подтверждает. По гипотезе приматолога Ричарда Рэнгема, необычное сексуальное поведение бонобо и их относительно низкая агрессивность (по сравнению с шимпанзе) связаны с питанием.

При исследованиях и раскопках выяснилось, что последние 2 миллиона лет на левом берегу реки Конго не было горилл. Причины вымирания горилл не ясны, но вот последствия очевидны. Это привело к выводам, что бонобо, в отличие от шимпанзе, получили качественно большую кормовую базу. Как известно, гориллы питаются растительностью на земле, и по сути занимают эту нишу, не давая конкурентам в ней спокойно находиться.

На правом берегу реки Конго, где гориллы не вымирали и продолжали жить рядом с шимпанзе, у последних оставалась кормовая база в виде фруктов и листьев на деревьях и небольшая доля мяса. Шимпанзе не могли поедать питательные коренья и стебли, поскольку гориллы ими питались и не подпустили бы конкурентов. В итоге у шимпанзе нередки драки, период спаривания у самок из-за ярко выраженной сезонности урожаев еды короткий. Короткий период спаривания обуславливает жесткую конкуренцию между самцами шимпанзе за возможность спаривания. Периоды сытости сменяются периодами относительно голодными, когда еда становится дефицитом.

На левом берегу Конго, на котором и живут бонобо, они оказались в идеальных условиях по сравнению с шимпанзе. У них нет конкурентов в растительной пище ни на земле, ни на деревьях, и они круглый год могут получать нужное её количество, в том числе питаясь в засушливые периоды клубнями и сердцевинами стеблей, богатыми белками и сахарами. Поэтому циклы сексуальности у самок не привязаны к урожаям еды, и это снимает напряжение в их сообществах — самцам не нужно конкурировать за секс с самкой, поскольку периоды спаривания не прекращаются круглый год. Бонобо лишены проблемы голода и поэтому намного менее агрессивны [11] . В Национальном парке Салонга в Демократической республике Конго бонобо раз в две недели посещают пруды и заболоченные места и питались растущими под водой и богатыми йодом стеблями только двух родов растений — кувшинки Nymphaea lotus и разными видами ситника Júncus [12] .

Сексуальное поведение [ править | править код ]

Секс, играющий центральную роль в их социальной жизни, заменяет и вытесняет агрессию в сообществе бонобо. Половой акт играет важную роль в обществе бонобо, которые находятся в неволе, он используется в качестве приветствия, средства формирования социальных связей, средства разрешения конфликтов и постконфликтного примирения [13] . Бонобо являются единственными обезьянами, которые участвуют во всех сексуальных позициях и видах секса: лицом к лицу генитального секса (хотя пара Западных горилл также была сфотографирована в этой позиции [14] ), поцелуи с языком, оральный секс [15] . В научной литературе поведение самки с самкой, которые касаются половых органов друг друга, часто называется GG-трение, или генитально-генитальное трение. Сексуальная активность происходит в присутствии сообщества, но иногда и за его пределами. Бонобо не образуют постоянных моногамных сексуальных отношений с отдельными партнёрами. Кроме того, они, кажется, не различают в своём сексуальном поведении пола и возраста, за исключением воздержания от половых сношений между матерями и их взрослыми сыновьями. Когда бонобо находят новый источник пищи или кормежки, увеличение радости от этого, как правило, приводит к общей сексуальной активности, по-видимому, таким образом снижая напряженность и содействуя мирному питанию [16] .

Самцы бонобо между собой время от времени участвуют в различных формах полового поведения [16] [17] . В одной форме двое самцов висели на ветке дерева лицом к лицу и занимались фехтованием пенисов [18] [16] . Также наблюдалось, когда двое самцов трутся пенисами, в положении лицом к лицу. Другая форма полового взаимодействия (трение задами) происходит в качестве примирения между двумя самцами после конфликта, когда они стоят спина к спине и трутся мошонками. Такаёси Кано наблюдал подобную практику среди бонобо в естественной среде обитания.

Самки бонобо между собой также имеют половые отношения, возможно, для укрепления социальных связей друг с другом, которые образуют ядро общества бонобо. Связи среди самок позволяют им доминировать в обществе бонобо. Хотя самцы бонобо индивидуально сильнее, они не могут в одиночку противостоять объединившимся в группу самкам [16] . Подросток-самка часто оставляет родное сообщество, чтобы присоединиться к другому сообществу. Сексуальная связь с другими самками устанавливает этих новых самок в качестве новых членов группы. Эта миграция смешивает генофонд бонобо, таким образом обеспечивает генетическое разнообразие.

Биологические исследования [ править | править код ]

Бонобо — самые близкие к человеку из ныне существующих животных, при этом бонобо проявляет больше свойственных человеку поведенческих черт, чем обыкновенные шимпанзе. Ветви шимпанзе и гоминид разделились лишь 5,5 миллиона лет назад, а бонобо специализировались медленнее, чем обыкновенные шимпанзе, и потому сохранили больше архаических черт, общих для человека и шимпанзе. Некоторые учёные в связи с этим требуют пересмотреть генеалогическое древо. Кроме того, набор генов бонобо совпадает с набором генов человека на 99 % [19] .

Расшифровка генома бонобо в 2012 году позволила учёным предположить, что разделение рода Pan на два вида произошло не 2 млн лет, а 1 миллион лет назад [20] . Дальнейшие исследования, показали, что кажется вероятным, что предки бонобо отделились от предков шимпанзе, когда пересекли обмелевшую во время ледникового периода реку Конго

1,7 млн. лет назад. Древний поток генов от бонобо к шимпанзе был, вероятно, более 200 000 лет назад. Кроме того, у бонобо до 4,8% генома составляет примесь от вымершей «призрачной» популяции [21] . Время жизни Y-хромосомного Адама у карликового шимпанзе (бонобо) оценивается в более чем 300 тыс. лет назад [22] .

Читайте также:  Цикл размножения круглых червей

Обезьяны бонобо – ближайшие “родственники” человека: они любвеобильны и вымирают 😥 Самые любвеобильные обезьяны в мире живут в лесах Конго. Вместо того чтобы ссориться и соперничать, они просто любят друг друга “до смерти” :unsure:

Бонобо, независимо от того, является ли секс панацеей (средством от всех болезней), действительно могут научить нас многим вещам, в первую очередь терпимости и сотрудничеству – ценностям, крайне полезным для выживания.

Обезьяны постоянно смотрят друг другу в глаза, и так же внимательно они смотрят на человека, если он отвечает им взаимностью.

Самые любвеобильные обезьяны в мире живут в лесах Конго. Вместо того чтобы ссориться и соперничать, они просто любят друг друга “до смерти”. В этом племени человекообразных, зовущихся бонобо, агрессивность и насилие заменяются сексом: ему предаются каждые 80 минут во всех мыслимых позах, включая даже французский поцелуй.

Обезьяним родом командуют самки, но самцы, любопытные и резвые, никогда не расслабляются, хотя они и не такие “мачо”, как шимпанзе. Но умным и веселым бонобо грозит исчезновение: их осталось всего 20 тысяч особей. Для ученых это особенно тревожно, поскольку, как они утверждают, бонобо – самые близкие к человеку приматы на ступени эволюции.

Ведь, несмотря на высокую частоту половых контактов, уровень воспроизводства в популяциях бонобо невелик. Самка рождает на свет одного детеныша с интервалом в 5-6 лет, в течение которых нежно заботится о своем отпрыске. После 7 лет детеныши переступают порог юности. Самки становятся половозрелыми к 13-14 годам. Продолжительность жизни бонобо неизвестна (у шимпанзе она составляет 40 лет в природе и 60 – в неволе).

Вымирание бонобо станет большим несчастьем не только для феминисток, пацифистов и геев, для которых любвеобильные, а также миролюбивые и отходчивые во всех вопросах, не касающихся секса, обезьяны, к тому же живущие в матриархате, являются просто предметом обожания. Бонобо, независимо от того, является ли секс панацеей (средством от всех болезней), действительно могут научить нас многим вещам, в первую очередь терпимости и сотрудничеству – ценностям, крайне полезным для выживания.

Голландский зоолог и этолог Франс де Вааль, преподающий в Соединенных Штатах (штат Атланта) – один из почитателей обезьян бонобо. В настоящее время в Италии проходит презентация его новой книги о “социальных” обезьянах под названием “Обезьяна, которую мы знаем: Прошлое и будущее человеческой природы”, сообщает La Stampa .

“Настало время прекратить описывать природу как историю окровавленных клыков и когтей, как борьбу за выживание, – говорит де Вааль, который провел значительную часть жизни в джунглях и зоопарках. – Столь шумно разрекламированному закону джунглей, преувеличенному значению соперничества и эгоизма я хочу противопоставить важность сотрудничества, сопереживания, присущих бонобо, которые помогают им жить лучше” (полный текст на сайте Inopressa ).

Обезьяны постоянно смотрят друг другу в глаза, и так же внимательно они смотрят на человека, если он отвечает им взаимностью. Бонобо прекрасно умеют копировать поведение окружающих, в том числе и человека, простыми и обаятельными поступками. Так, подруга этолога самка Лолита по его знаку приближалась к нему с нежно поднятым на руках своим новорожденным детенышем, показывая его исследователю.

“Некоторые шимпанзе, – объясняет де Вааль, – которые в процессе поглощения пищи непреднамеренно наносили удары другим обезьянам, по несколько дней отказывались от еды, чтобы не причинять другим боли”. Бонобо способны оказывать помощь больным сородичам, пусть даже те не являются их близкими родственниками и помощь не принесет им самим никакой выгоды. Они помогают даже раненым птицам: одна самка взяла в руки такую птицу и подняла ее на дерево, дав ей возможность перелететь через ограду.

Иными словами, даже если люди “биполярны”, т.е. хрупки и умны, как бонобо, и одновременно агрессивны, как мощные шимпанзе, они должны осознать, что им, как и их “генетическим родственникам” бонобо, присущи чувственность и предрасположенность к мирному нраву. “Неправда, что внутри мы жестоки и аморальны, что человеческая доброта – это выдумка, – говорит де Вааль. – Мы не одиночки, которые были вынуждены объединиться, как полагал Гоббс с его афоризмом “Homo homini lupus est” (“Человек человеку волк”)”. Даже если свободная любовь бонобо – это утопия, которую некоторые попытались безуспешно реализовать в 60-е годы в коммунах, то “мы можем научиться тому, чтобы сопереживание укоренилось в нас. Религия и этика (не делать другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали с тобой) предписывают то, на что мы уже запрограммированы”. “Как может быть иначе?” – риторично убеждает де Вааль.

С голландским ученым трудно не согласиться. Действительно, карликовые шимпанзе бонобо стоят ближе всех приматов к человеку и в последнее время их все чаще сравнивают с ранними гоминидами (предками человека и обезьяны). Так, общность генов между человеком и бонобо составляет 98%. Но шимпанзе не просто “отделились”, а прошли собственный путь эволюции – не менее извилистый, чем путь предков людей. И многие “обезьяньи черты” – результат специализации, которой еще не обладали древние антропоиды. Что касается бонобо, то они, вероятно, продвинулись на пути “превращения в обезьяну” слабее, чем шимпанзе.

Особенности поведения и племенной организации обезьян бонобо

История изучения бонобо началась совсем недавно, поскольку никому даже в голову не могло прийти, что эти обезьяны – отдельный карликовый вид, а не детеныши обычных шимпанзе. Этот стереотип был разрушен немецким анатомом Эрнстом Шварцем лишь в 1929 году.

У бонобо меньше клыки и челюсти, они более общительны (и невероятно сексуальны) и не так агрессивны. И даже внешне они производят впечатление наибольшей человекообразности, особенно детеныши, сообщает Follow.ru .

Относительно более длинные ноги и узкие, покатые плечи делают их более грациозными. У них красные губы на черной мордочке и небольшие ушки, высокий лоб, прическа из длинных черных волос, которые разделены на пробор посередине. И голосовые сигналы шимпанзе и бонобо различаются: у первых это низкотоновые протяжные кашляющие звуки, у вторых – резкие, высокие, лающие. А размерами “карликовый шимпанзе”, как оказалось, особо и не уступает шимпанзе обыкновенному: средняя масса тела самцов обоих видов – около 40 кг, а самок – 30 кг. Тем не менее было ясно, что речь идет о совершенно новом виде, получившем название Pan paniscus (латинское название шимпанзе – Pan troglodytes).

Основным компонентом диеты обезьян бонобо являются фрукты. Иногда в рацион включаются травянистые растения, беспозвоночные и мясо других животных, но никогда – обезьяны, охотиться на которых не брезгуют шимпанзе. Эволюционное расхождение предков человека и представителей рода Pan произошло, как полагают, около 8 миллионов лет назад. Дивергенция линий шимпанзе и бонобо началась гораздо позже (вероятно, когда первые предки человека начали приспосабливаться к жизни на более открытых пространствах и проводить определенную часть времени на земле). Обитатели же густых лесов – бонобо никогда не покидали ветвей деревьев. Считается, что по пропорциям тела они близки австралопитекам, и сходство это усиливается при передвижении на задних конечностях.

Характерные поведенческие особенности шимпанзе – совместная охота, наличие силовой политики и примитивных войн, научаемость языку жестов – отсутствуют у обезьян бонобо. Кроме того, шимпанзе для добычи пропитания используют различные подручные средства и примитивные орудия: камни для раскалывания орехов, палочки для ловли термитов и муравьев. Диким бонобо это не свойственно. Это, впрочем, еще не говорит об их “глупости” – в неволе карликовые шимпанзе мастерски пользуются различными предметами. И, наконец, еще одно важное отличие в особенностях социальной организации. В сообществах шимпанзе, как и, например, бабуинов, четко выражено доминирование самцов над самками. Особи мужского пола царствуют безраздельно и зачастую жестоко.

В группах бонобо первыми всегда едят самки. Если самец протестует, они объединяются для его изгнания. Перед тем как приступить к еде, две самки бонобо обязательно вступали друг с другом в генитальный контакт. Бонобо вообще очень “сексуальны”: между всеми членами сообщества (за исключением ближайших родственников) и в любых сочетаниях наблюдается высокая частота половых контактов – правда, обычно очень кратковременных и более напоминющих игровые демонстрации. При наблюдениях в зоопарках было замечено, что у кормушек в вольерах никогда не происходило потасовок. Вместо этого обезьяны перед едой спариваются.

Половое поведение у бонобо всегда проявляется в тех случаях, когда может иметь место агрессия – есть основания считать, что у этого вида оно является своеобразным способом избегания конфликтов. Не только вопрос кому первому пробовать лакомство, но и право на игру с заинтересовавшим одновременно двух или более особей предметом определяется в ходе полового контакта.

Если недоразумение происходит между двумя самцами или двумя самками бонобо, они трутся гениталиями или ласкают друг друга руками и ртом. Ревность из-за самки одного самца бонобо к другому заканчивается у них элементами брачного поведения по отношению друг к другу. Если одна из самок задает взбучку чужому детенышу, мамаша устремляется к обидчице и все опять же заканчивается генитальным контактом.

Социальную структуру сообществ бонобо, в частности переход самок из группы в группу, также определяют половые контакты. При желании влиться в новую группу юные самки бонобо вступают в генитальный контакт с двумя-тремя взрослыми самками. Если внимание взаимно, претендентку принимают в члены ассоциации, хотя стабильное положение в группе она получает только после рождения первого детеныша.

Самцы бонобо обычно не переходят из группы в группу, так же как самцы шимпанзе. При этом самцы бонобо избавлены от необходимости отстаивать свое положение в обществе. Это – забота самок, то есть их матерей, и опять-таки путем полового контакта.

Кстати, не будучи любителями агрессивных стычек, бонобо отличаются чрезвычайно “чувствительной натурой”. Во время второй мировой войны в зоопарке города Хеллабрун, в Германии, во время бомбежки все представители этого вида погибли, испугавшись звуков взрывов. А вот на шимпанзе грохот не произвел никакого впечатления.

Всем обезьянам свойственна любовь к играм, но бонобо в этом, пожалуй, особенно изобретательны. Детеныши с удовольствием корчат смешные рожицы и разыгрывают пантомимы, даже будучи наедине с собой. Наблюдали, как бонобо развлекались следующим образом: обезьяна закрывала глаза руками или обрывком бананового листа и начинала вертеться, прыгать по кочкам или наскакивать на своих сородичей – до тех пор, пока не теряла равновесие и не падала.

В то же время бонобо гораздо сдержаннее в проявлении своих эмоций, чем шимпанзе. Разозленный чем-нибудь самец шимпанзе в гневе начинает швыряться камнями, ломать сучья и вырывать с корнем небольшие деревца. Его соплеменники в это время предпочитают держаться подальше – им тоже может достаться. Самцы же бонобо, желая каким-нибудь образом “сорвать зло”, обычно просто бегают по земле, таская за собой пучок веток.

Может быть, и в истории человечества был когда-то благословенный период, когда наши предки в состоянии раздражения ограничивались подобными демонстрациями и предавались любовным утехам, не зная ни войн, ни ссор?

Карликовые шимпанзе занимаются сексом в знак дружелюбия и мира, как и хиппи: в Киншасе на международной конференции по проблемам, связанным с защитой животных, президент ассоциации “Друзей бонобо” Клодин Андре рассказала министрам и делегатам 23 стран Африки и Азии о том, что карликовые шимпанзе совершенно не могут жить без любви B-)

Пансионат “Рай для бонобо” уже 10 с лишним лет принимает pan paniscus (карликовых шимпанзе), избежавших пуль браконьеров. Лес площадью в 30 га находится в ведении ассоциации “Друзей бонобо”. “Мы подбираем сирот, матерей которых убили, и которых министерство по охране природы конфискует на рынках в соответствии с положениями CITES (Конвенции о международной торговле животными, находящимися под угрозой исчезновения, подписанной Демократической Республикой Конго)”, – поясняет Клодин Андре.

Читайте также:  Как проверить камни для аквариума уксусом

Когда наступает время раздачи папайи, бананов, стеблей сахарного тростника и других деликатесов, предназначенных для 43 травоядных обитателей пансионата, бонобо бегают, издают пронзительные крики и на глазах у всех начинают имитировать половой акт. “Они что, все время это делают?” – удивленно спрашивает танзанийский делегат.

“Только тогда, когда нужно сгладить напряженность в споре за место или за пищу – причем независимо от пола и возраста, – отвечает Клодин Андре. – Бывают и совокупления ради удовольствия, но в большинстве случаев это просто язык дружелюбия и мира. Они похожи на наших хиппи”, – добавляет она.

Бонобо похож на своего ближайшего родственника – обычного шимпанзе, но отличается от него черной мордочкой, маленькими ушками и удивительной способностью держаться на двух ногах, пишет газета.

“Это мы, только 3,5 миллиона лет назад”, – говорит Клодин Андре. Она рассказывает об угрозах, нависших над этим видом обезьян, популяция которых с 1980 года сократилась со 100 до 10 тысяч. У бонобо, живущих в стаде, общину возглавляет самка, приносящая потомство лишь каждые 6 лет. В заповеднике 80% сирот выжили благодаря человеческим “суррогатным матерям”, в отсутствие которых они отказывались принимать пищу, отмечает Андре.

С марта 2005 года в заповеднике появилось на свет трое малышей. Ассоциация планирует через год выпустить 25 обезьян в “резервацию для бонобо”, которая будет специально создана в Экваториальной провинции (на севере страны).

Очарованные встречей с обезьянами, делегаты конференции в Киншасе обещали в пятницу принять серьезную декларацию в защиту человекообразных обезьян, живущих в зонах, которые через 30 лет будут на 90% заселены людьми. Меры по охране этих животных также предусмотрены Программой ООН по защите окружающей среды, заключает издание.

Бонобо (Pan paniscus) или карликовый шимпанзе – имеет несколько инфантильный вид. В хромосомном наборе у карликового шимпанзе, как и у обычного, по 48 хромосом, и некоторые зоологи склонны считать их подвидами одного вида. Бонобо значительно меньше обыкновенных шимпанзе. Обитает на небольшой территории между реками Конго и Луалаба. Бонобо был открыт только в 60 годах XX века и пока остаётся малоизученным видом.

Праздник однополой любви

Если вам кажется, что это приятно, делайте это: так, похоже, рассуждают обезьяны-бонобо, у которых половые сношения не только с противоположным, но и с собственным полом считаются настолько же нормальными, как воздушный поцелуй в Голливуде. Кроме того, иногда бонобо занимаются оральным сексом, они знают, что такое французский поцелуй и миссионерская позиция.

Для этих обезьян, похожих на шимпанзе, секс – это многоцелевой социальный процесс. Эти обезьяны известны тем, что любой конфликт в их обществе разрешается не дракой, а сексом. При этом у бонобо практически не существует табу: самец может заниматься любовью с самкой, с другим самцом, с детьми обоих полов. То же относится и к самкам, за единственным исключением: мать не может иметь интимных отношений со своим сыном.

Бонобо, если вы вдруг не знали, пользуются репутацией хиппи среди человекообразных обезьян, так как они гораздо более сладострастны и менее воинственны, чем их близкие родственники шимпанзе.

Голландско-американский биолог Франс де Вааль, исследующий питомцев зоопарков, отмечает несдерживаемую сексуальность бонобо, а также их склонность к дружеским союзам (особенно между самками) на контрасте с битвами за доминирование (особенно между самцами) и межгрупповыми войнами у шимпанзе. С Ваалем соглашаются и другие биологи, наблюдающие этих животных в неволе.

Но в суровых условиях джунглей дела обстоят сложнее – в чем мне лично довелось убедиться. Наблюдать бонобо в дикой природе непросто, и Такайоши Кано, работавший в Институте приматологии Киотского университета, был одним из первых, кто надеялся этим заняться. Исследовательская работа в Уамбе не прекращается с момента основания лагеря, если не считать нескольких перерывов, в том числе на время войн в Конго с 1996-го по 2002 год.

Как в неволе, так и в дикой природе бонобо демонстрируют поразительное разнообразие половых актов.

Однажды ранним утром мы отправились в лес вместе с Тетсуя Сакамаки из Киотского университета. Добравшись до цели, мы стали наблюдать, как стая бонобо объедала с дерева болека маленькие плоды, напоминающие виноград с бумажной кожурой.

Сакамаки тем временем называл особей по именам. Вон та самка с половым набуханием – Нова. В последний раз она рожала в 2008 году – и уже снова готова спариваться. Вот эта – Нао, очень старая и респектабельная леди. У нее две дочери, старшая из которых до сих пор остается в стае. Там – Кику, тоже пожилая и уважаемая, мать троих сыновей. Сакамаки рассказывает об одном из них, Нобите, которого легко узнать по внушительным габаритам и отсутствию указательных пальцев на правой руке и обеих ногах. Скорее всего, он потерял пальцы в силках, что нередко случается с бонобо, живущими неподалеку от людей. Похоже, Нобита – альфа-самец. Насколько вообще возможно быть альфа-самцом в группе бонобо.

Мы последовали за животными в заросли зонтичных деревьев, где они лакомились мясистыми зелеными фруктами. Внезапно между Нобитой и другим самцом, Джиро, началась громкая перепалка. Кику выступила в поддержку сына, и под натиском этой парочки Джиро угрюмо ретировался на ближайшее дерево. «Занятно, – заметил Сакамаки, – что мама все еще заступается за крупнейшего представителя стаи». Похоже, у бонобо даже альфа-самцы могут быть частично обязаны своим положением пробивным мамочкам. Минут через сорок визги возобновились, но уже по другому поводу: шипохвост (планирующий грызун вроде белки-летяги) удирал по стволу дерева от окруживших его бонобо. Вот обезьяны почти схватили его – но тут шипохвост подпрыгнул повыше и улетел.

А мы заметили второго – он притаился на другом дереве, всего в пяти метрах от ничего не подозревающего бонобо Джеуди. Шипохвост с розовыми ушами и бледными глазами застыл на ветке, ничем не выдавая себя. Но его все-таки заметили – и группа бонобо стала подтягиваться ближе, издавая хищные угрожающие крики. Один бонобо полез наверх, с трудом выискивая зацепки. Шипохвост тут же, словно геккон по гладкой стене, взбежал метров на шесть. Когда же кровожадные обезьянки все-таки окружили беднягу, маленький грызун сиганул в воздух и, планируя между ветками, ускользнул. Ни мы, ни бонобо так и не увидели, где он приземлился. «Они редко охотятся, – объяснил Сакамаки, – так что вам очень повезло». Таким образом, еще до полудня первого дня в Уамбе мои представления о бонобо уже были далеки от хрестоматийных «хиппи»: они охотились, ссорились – и никакого секса. Жизнь на воле – это вам не питомник.

Секрет мира в стае. Вообще, о существовании бонобо ученые узнали относительно недавно. В 1927 году бельгийский зоолог Генри Шоутеден изучил череп и шкуру занятного животного, предположительно взрослой самки шимпанзе из колонии – Бельгийского Конго. В отчете он написал, что череп был «на удивление мал для животного таких размеров».

Через год немецкий зоолог Эрнст Шварц осмотрел коллекцию Шоутедена и измерил этот череп, а также два других и заключил: они должны принадлежать отдельному виду приматов, живущих исключительно на левом берегу реки Конго. Шварц объявил о своем открытии в работе, которую так и назвал: «Шимпанзе с левого берега реки Конго». Вскоре приматов левого берега признали отдельным видом и присвоили им современное название, Pan paniscus. Еще их прозвали «карликовыми шимпанзе», хотя по габаритам они почти не уступали обычному, широко известному шимпанзе Pan troglodytes. Однако бонобо поизящнее, ноги у них длиннее, а головы меньше относительно размеров тела. В среднем взрослые самцы и самки бонобо попадают примерно в одну весовую категорию с самками шимпанзе. Сегодня ученые стараются избегать термина «карликовый шимпанзе» – чтобы подчеркнуть, что бонобо все-таки не является уменьшенной версией кого-то другого.

В основном бонобо и шимпанзе различаются поведением, в первую очередь сексуальным. Как в неволе, так и в дикой природе бонобо демонстрируют поразительное разнообразие половых актов. Франс де Вааль, изучавший бонобо в неволе и обращавший особое внимание на их сексуальность, отмечает: «Тогда как половые акты шимпанзе довольно однообразны, бонобо ведут себя так, словно прочитали Камасутру и опробовали все позиции и вариации, какие только можно представить». Например, им доступна миссионерская поза, которая шимпанзе практически неизвестна. Но их сексуальность не ограничивается совокуплением. Большинство вариаций носят социосексуальный характер, то есть не включают совокупление взрослых самца и самки в период ее репродуктивной активности. Партнерами могут быть взрослые особи одного пола, взрослый с подростком любого пола, а также два подростка. Они практикуют поцелуи рот в рот, разнообразные ласки, гомосексуальные и лесбийские отношения. Похоже, что цель всех этих действий – подавать разнообразные сигналы: выразить доброжелательность, успокоить эмоции, поприветствовать, снять напряжение, установить контакт, попросить поделиться едой, примириться. К этому полезному списку мы можем добавить обычное удовольствие и образовательные игры.

Разнообразные и частые сексуальные контакты – широко применяемая социальная технология, сохраняющая доброжелательность в среде бонобо. «Шимпанзе решают сексуальные проблемы силой; бонобо решают силовые проблемы сексом», – говорит де Вааль.

Когда стаей руководят самки. Сексуальность – не единственное серьезное различие между бонобо и шимпанзе, хотя, вероятно, она связана с другими отличительными признаками видов. Наивысшее общественное положение у бонобо занимают не самцы, а самки, и добиваются они авторитета скорее благодаря любезности в общественных отношениях (в том числе ласкам между самками), а не за счет драк и заключения временных альянсов, как делают самцы шимпанзе. И еще – сообщества бонобо не ведут жестоких войн с соседями.

Они отправляются за едой в дневное время стабильными и крупными группами в 15, а то и в 20 особей, передвигаясь от одного источника пищи к другому. На ночь бонобо устраиваются в гнездах поблизости друг от друга, предположительно в целях безопасности. Их рацион, во многом такой же, как у шимпанзе, – фрукты, листья, немного животных протеинов, когда удается кого-то поймать, – имеет одно существенное отличие. Бонобо едят самые разные травянистые растения, доступные в любой сезон, – от высоких жестких стеблей до крахмалистых клубней.

Питательные побеги, молодые листья и сердцевины стеблей богаты протеинами и сахарами – так что бонобо располагают прак-тически неистощимым источником пищи. А поскольку у них не бывает черных дней, голода, то не возникает и столь острого соперничества за еду, как у шимпанзе. От различий перейдем к общему: оба вида являются ближайшими родственниками Homo sapiens.

Около семи миллионов лет назад где-то в лесах экваториальной Африки жил прото-примат, который был нашим общим предком. Затем человеческая ветвь отделилась, а примерно 900 тысяч лет назад разделились и две ветви приматов. Никто не знает, к кому был ближе их последний общий предок по анатомии и поведению – к шимпанзе или к бонобо. Между тем ответ на этот вопрос мог бы кое-что прояснить и в нашей собственной истории. Ведем ли мы свой род от длинной родословной миролюбивых, сексуально активных и матриархальных обезьян или же наследуем воинственность, избиение младенцев и патриархат? Другой не менее интересный вопрос: что такого произошло в эволюционной истории, что сделало Pan paniscus столь самобытным существом? У Ричарда Рэнгема есть гипотеза. Рэнгем – известный биологический антрополог и профессор Отделения эволюционной биологии человека в Гарварде, более 40 лет изучающий приматов в дикой природе. Его работа с шимпанзе началась с докторского исследования в танзанийском национальном парке Гомбе-Стрим в начале 1970-х и продолжается в национальном парке Кибале в Уганде. Рэнгем рассказал о происхождении бонобо в статье 1993 года, а еще через три года – в популярной книге «Демонические самцы» (Demonic Males), написанной в соавторстве с Дейлом Питерсоном. Важный пункт его гипотезы: последние миллион, а то и два миллиона лет на левом берегу реки Конго не было горилл.

В отсутствие горилл. Причины исчезновения горилл неизвестны – а вот последствия довольно ясны. На правом берегу реки, где гориллы выжили, они питались в основном травой, а шимпанзе довольствовались фруктами и листьями деревьев, иногда мясом. Шимпанзеподобные же животные с левого берега, избавленные от соседства горилл, ели за двоих – им доставался рацион обоих видов. «Вот в этом все дело, – говорит Рэнгем, – так и появились бонобо».

Читайте также:  Рефлекторное закрытие трахеи у собаки что делать

Левобережные существа подкреплялись богатым рационом шимпанзе, когда он был доступен, довольствовались скромной пищей горилл в остальное время – и всегда жили в сытости. Их большим сообществам не приходилось разбиваться на маленькие нестабильные банды, которые на правом берегу постоянно создаются и распадаются – лавируя между бандами, каждый шимпанзе пытается урвать свой кусок ценной и не всегда доступной пищи. Это судьбоносное различие в стратегии поиска пропитания и сформировало социальное поведение, считает Ричард Рэнгем. Относительная стабильность групп означает, что уязвимые особи всегда могут рассчитывать на поддержку союзников, находящихся поблизости. Эта ситуация сводит к минимуму битвы за доминирование и драки. «В частности, – продолжает профессор, – самки могут рассчитывать на помощь других самок, а не только самцов, чтобы защититься от тех, кто захочет на них напасть».

Другой результат стабильности групп, замечает Рэнгем, связан с сексуальными ритмами самок бонобо. Обстоятельства не обязывают их, в отличие от самок шимпанзе, во время регулярных коротких промежутков времени представлять себя в самом привлекательном свете и готовыми к спариванию со всеми возможными самцами. «Если вы – бонобо и живете в более многочисленной и стабильной группе, то можете позволить себе более продолжительный период полового набухания», – говорит Рэнгем. Самке бонобо не нужно привлекать толпы безумно возбужденных самцов в течение короткого периода времени. Она постоянно привлекательна, постоянно готова. А значит, рассказывает ученый, для самцов становится менее важной конкуренция за доминирование и самок. Таким образом, согласно гипотезе Рэнгема, знаменитые дружелюбие и сексуальность в социальной жизни бонобо являются следствием доступности рациона горилл, не съедаемого самими гориллами.

Но почему же на левом берегу нет горилл? Рэнгем предложил сценарий, по его же словам умозрительный, но правдоподобный. В экваториальных долинах по обоим берегам реки Конго исчезла травянистая растительность – среда обитания горилл. Шимпанзе могли выжить, отыскивая фрукты в лесу, – но гориллам правого берега пришлось искать пристанища на высоте, у вулканов Вирунга к северо-востоку от засушливых земель и в горах Шайю на западе. А вот на левом берегу таких пристанищ вообще не было – из-за плоского рельефа. Так что горилл, если они вообще когда-нибудь жили на левом берегу, могла убить засуха в эпоху плейстоцена.

Поведение бонобо – исключение из исключений, оно уникально для приматов. И никто из исследователей не описывал его с большей тщательностью, чем супруги Готфрид Хохман и Барбара Фрут, ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге. Они более 20 лет изучали бонобо в дикой природе, приступив к исследованиям в 1990-м, в местечке Ломако в северном Конго. Непрерывные сезоны полевых работ приостановила лишь война, разразившаяся в 1998 году. Тогда Хохман и Фрут основали новый лагерь немного южнее, в Луи-Котале, в прекрасном лесном районе прямо у границы национального парка Салонга. Ученые договорились с местными жителями, которым по традиции принадлежала эта часть леса: за денежное вознаграждение те согласились не охотиться и не вырубать деревья. Чтобы попасть в Луи-Котале, нужно приземлиться на травянистой посадочной полосе, идти пешком около часа до деревни, отдать дань уважения старейшинам – а затем шагать еще пять часов. После этого в долбленом каноэ нужно пересечь реку Локоро, подняться по черной воде, взобраться на крутой берег – и вы очутитесь в уютном, простом лагере из крытых пальмовыми листьями навесов и палаток, с двумя солнечными батареями, от которых питаются компьютеры. Хохман вернулся сюда в июне прошлого года – и был чрезвычайно рад снова оказаться в лесу после слишком долгих месяцев, проведенных в кабинете в Лейпциге. Этот голубоглазый крепкий 60-летний мужчина давно привык к перипетиям полевой приматологии. На маршруте я изо всех сил старался не отстать от него – в своем темпе я бы шел семь часов вместо шести.

Любвеобильные и кровожадные. Однажды утром мне пришлось встать спозаранку вместе с двумя молодыми волонтерами Тимом Льюис-Бейлом и Соней Траутман. Мы добрались до гнезд бонобо в 5:20 утра – прежде чем сонные животные стали шевелиться. Льюис-Бейл и Траутман встали каждый под деревом с гнездом, собрали мочу обезьян для анализов – и только после этого мы пустились в утреннюю погоню за стаей. Тем же днем мы с Хохманом сидели под одной из плетеных крыш и обсуждали поведение бонобо. Мало кто из исследователей видел, как охотятся бонобо, а несколько написанных отчетов в основном рассказывают о небольшой добыче вроде шипохвостов (да и то только в лагере Уамба) или детенышей карликовых антилоп дукеров.

Казалось: если бонобо и получают животные протеины, то в основном от насекомых и многоножек. Но на деле на воле бонобо оказались не такими уж безобидными хиппи. Фрут и Хохман сообщили о девяти случаях, когда бонобо в Ломако охотились. В семи из них фигурировали крупные дукеры (длина тела взрослых особей – от 55 до 110 сантиметров), которых обычно хватал один бонобо, разрывая еще живой жертве живот, поедая внутренности, а затем разделяя остальное мясо. За последнее время здесь, в Луи-Котале, ученые зафиксировали еще 21 случай охоты. Двенадцать раз охота увенчалась успехом, и жертвами стали восемь взрослых дукеров, один примат галаго и три обезьяны других семейств.

Итак, бонобо охотятся на других приматов. Хохман уверяет: это обязательная часть их рациона. «Я бы показал Франсу такое поведение, которое он бы даже не предположил у бонобо», – говорит Хохман, имея в виду Франса де Вааля, изучавшего бонобо в неволе. Да, объясняет Хохман, в репертуаре бонобо имеется большое разнообразие сексуальных актов, но, по словам ученого, «содержание в неволе невероятно преувеличивает подобное поведение; в дикой природе бонобо ведут себя иначе – и должны вести себя иначе, – потому что они очень заняты выживанием, поисками еды». Хохман и Фрут оспаривают и другие устоявшиеся представления. Например, они не согласны с тем, что общество бонобо держится на сестринстве и связях между самками, – супруги считают, что связи матерей с сыновьями никак не менее существенны. Также они утверждают, что бонобо проявляют агрессию по отношению друг к другу. «Может, агрессия редка и сдержанна, – говорит Хохман, – однако от этого она не менее важна. Подумайте, сколь трудноуловимой может быть человеческая агрессия. Вспомните, что один акт насилия, даже предполагаемый, может годами оставаться в человеческой памяти. Я считаю, что эта мерка применима и к поведению бонобо».

Неужели среди дружелюбных бонобо и вправду бушуют страсти? Ответ на этот вопрос нам дает гормональное исследование доктора Мартина Сарбека. Анализируя образцы мочи и фекалий, как те, что утром собрали Льюис-Бейл и Траутман, Сарбек обнаружил высокий уровень кортизола – гормона, связанного со стрессом, – у некоторых самцов бонобо. Содержание кортизола было особенно повышено у высокоранговых самцов в присутствии возбужденных самок. Думая о причинах этого, Сарбек предположил: высокоранговый самец бонобо все время балансирует, как на канате. Недостаточно мужественный потеряет поддержку самцов. Чрезмерно агрессивный не понравится властным самкам. Получается, жизнь самцов бонобо – постоянный стресс. Хохман заключает: бонобо избегают неприкрытой агрессии и насилия, но они отнюдь не беззаботны. В стае хватает проблем – только конфликты они частенько решают социосексуальным поведением.

По международной классификации бонобо – вид, находящийся под угрозой вымирания. Хотя их защищает законодательство Демократической Республики Конго, животные продолжают страдать от браконьерства и сокращения ареала. Предположительно, в дикой природе остается 15–20 тысяч бонобо. Часть вида скрывается в заповедниках, таких как национальный парк Салонга и резерват Ломако-Йококала, где животных охраняют лучше или хуже в зависимости от местных условий – нанимаются ли охранники, тренируют ли их, выплачивают ли им жалованье, снабжают ли оружием, подходящим для противостояния браконьерам.

С Джоном и Терезой Харт, специалистами по охране природы, мы встретились в Киншасе и полетели в Кинду, административный центр на востоке Конго, на западном берегу Луалабы (так называют верхнее течение Конго), которая является восточной границей ареала бонобо. В Кинду мы наконец получили разрешение на маленькую пятидневную экспедицию по ТЛ2. Охраняемый регион ТЛ2 – Тшуапа-Ломами-Луалаба – огромный проект, над которым сейчас вместе с молодыми местными сотрудниками и многочисленными конголезскими партнерами работает чета Хартов – опытные исследователи, впервые приехавшие в бассейн Конго в начале 1970-х.

Проектируемый охраняемый регион должен охватывать три реки Восточного Конго и защищать не только бонобо, но также лесных слонов, окапи из семейства жирафовых и любопытный, совсем недавно открытый вид обезьян – Cercopithecus lomamiensis. Четыре часа вечера – поздновато для старта, но мы не хотели терять еще один день и сели в большое долбленое каноэ, пока чиновники не передумали. К нам присоединились двое конголезских коллег, которые пользуются доверием Хартов, иностранный биолог, а также полковник с солдатом (оба с автоматами Калашникова) в качестве военного эскорта. В последний момент к группе приставили наблюдателя из управления иммиграции. Он был обут в туфли и нес в чемодане сменные рубашки.

«. Экспедиция продлится дней 30, и вам придется помогать нам охотиться на крокодилов», – подтрунивал над ним Джон, когда мы вышли в фарватер Луалабы. Река была бурой, спокойной, шириной в 900 метров. Солнце, утопающее в пыльном воздухе засушливого сезона, походило на огромный желток с кровью. Пара пальмовых грифов пролетела над нашими головами, а на востоке стайка крыланов кружила над своим насестом. Сумерки быстро обернулись темнотой, и река светилась, отражая растущий месяц. Похолодало – мы надели куртки. Джон посетовал, что в ТЛ2 браконьеры все еще истребляют бонобо и часто привозят тушки на рынок на велосипеде. А если дать ТЛ2 статус национального парка, законодательно запретить охоту, добиться поддержки местных жителей и поставить охрану всего в паре контрольных пунктов, нелегальную торговлю можно прекратить. Этот регион обладает огромным потенциалом, но с существующими трудностями нелегко справиться даже такому неутомимому и опытному человеку, как Джон Харт. Нынешняяя Демократическая Республика Конго сильно пострадала за 70 лет бельгийской колонизации, затем последовали 30 лет диктаторства Мобуту, окончившиеся войной. А проблема бонобо в том, что эта беспокойная страна – единственное место в мире, где они обитают.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Животные
0 комментариев
No Image Животные
0 комментариев
No Image Животные
0 комментариев
No Image Животные
0 комментариев
Adblock detector